Социальная профилактика алкоголизма среди молодежи

Опасности алкогольной зависимости в молодом возрасте

Актуальной проблемой в данное время является юношеский алкоголизм. Каждый год все больше молодых людей страдают от этой болезни. В таком возрасте риск получить зависимость очень большой. Серьезное влияние на подростка оказывают его окружение и ситуация в семье.

Статистика

По социологическим данным, 82% молодежи в возрасте 12–20 лет периодически употребляют алкоголь.

Средний возраст, в котором его впервые начинают пробовать — 14 лет. К 17 годам с алкоголем знакомятся почти все подростки.

Если каждую неделю на протяжении нескольких месяцев дети употребляют спиртное, то это можно назвать систематическим процессом. Вид алкоголя не имеет значения: это могут быть слабые или более крепкие напитки. Пиво является самым популярным из них: 1/3 часть детей в 12 лет уже употребляют его, а в 13 лет количество подростков измеряется 2/3 от общего количества. 33,1% мальчиков и 20,1% девочек злоупотребляют алкоголем каждый день.

Причиной 5–7% из всех детских отравлений является спиртное. Превышенная доза может привести к летальным последствиям, т. к. молодой организм быстро поддается влиянию алкоголя. Спиртные напитки вызывают сильное возбуждение, которое потом сменяет крепкий сон, а также возросло количество случаев алкогольных психозов среди молодежи. Обычно такое проявление случается только после 2–3 годов хронической стадии болезни.

Симптоматика

Актуальной проблема становится у людей в возрасте от 20 до 22 лет. У подростков начинается ранняя алкоголизация, которая к этим годам формирует болезнь. С 16 лет может проявлять себя групповая психологическая зависимость, когда пьют только в одной компании. С другими молодыми людьми к алкоголю не тянет.

В более раннем возрасте алкоголизм появляется реже, потому как для его развития требуется некоторое время. Встречаемые случаи можно наблюдать в возрасте от 13 до 18 лет. Чаще болезнь находится в это время на первой стадии развития и проявляет себя следующими симптомами:

  • большой интерес к алкоголю, частое его употребление (2–3 раза в неделю), иногда даже в одиночку;
  • возникает переносимость спиртного – на следующий день после приема самочувствие хорошее;
  • повышается толерантность к алкоголю;
  • теряется аппетит, особенно — по утрам;
  • бывают частичные провалы памяти.

Причины заболевания

Можно выделить несколько факторов, вследствие которых развивается алкоголизм среди молодежи.

Семейные проблемы

Если ребенок воспитывается в благополучной семье, ему уделяют внимание, то вероятность того, что он потянется к спиртному, является минимальной. Пристрастие к алкоголю может возникнуть на почве непонимания со стороны родителей. Нередко они сами подают плохой пример, тогда у ребенка закладывается с детства, что неотъемлемой частью каждого застолья является алкоголь.

Часто первую рюмку детям наливают дома, это подталкивает молодежь на мысль, что уже можно употреблять спиртное. Дети начинают делать это вне дома.

В неблагополучных семьях никто не контролирует действия молодых людей и их местонахождение. Они остаются со своими проблемами наедине. Генетический фактор в этом случае играет не последнюю роль, а также часто зависимостью страдают дети, которые воспитываются в неполноценных семьях или семьях, где один из родителей является чужим. Возникает желание забыться и уйти от проблем, что порождает алкоголизм и насилие в семье.

Чрезмерная опека также может стать причиной пристрастия к алкоголю. Этому также способствуют безнаказанность ребенка и потакание его прихотям.

Плохая компания

Если некоторые свой первый опыт знакомства с алкоголем получают в семье, то другие – в кругу друзей, начиная пробовать его из любопытства. Никто в таком возрасте не хочет быть «белой вороной». Чтобы не выделяться на фоне других, подростки пьют вместе со всеми. Немалую роль играет желание самоутвердиться, похвастаться перед друзьями. Большое количество карманных денег только способствует употреблению спиртного. Если их не хватает, то систематичность попадания алкоголя в организм нарушается.

Дети часто страдают в таком возрасте разного рода комплексами. Алкоголь же помогает раскрепоститься, расслабиться и наладить контакт. Дети считают, что употребление спиртного делает их более взрослыми. Пить в компании – это круто. Причиной ранней алкоголизации в таком случае становится не тяга к спиртному, а влияние компании. Кроме биологической зависимости, возникает и психологическая.

Особенности личности

Исследования алкоголизма в молодом возрасте привели к выделению некоторых черт характера, которые преобладают у зависимых подростков. К ним относятся:

  • слабоволие, неспособность отстоять свое мнение;
  • быстрая смена интересов;
  • желание получать новые впечатления, быть в центре внимания;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • демонстративность поведения.

Сильно подвержены действию алкоголя личности, которые страдают приступами злобно-тоскливого настроения. Они пытаются спиртным заглушить это состояние и нереализованные амбиции. Но эффект от этого только противоположный. Быстрее зависимость развивается у молодых людей, которые перенесли мозговую травму, нейроинфекцию. Наименее пристрастны к алкоголю замкнутые и пассивные подростки: у них потребность в контактах невысокая, эмоции не сильно выражены.

Оценить опасность ранней алкоголизации подростки неспособны. Они плохо понимают, к каким последствиям приведут их действия.

Доступность алкоголя

В магазинах огромный выбор спиртных напитков. Многие из них отмечаются дешевизной. Разного рода ликеры и коктейли с содержанием сока не являются безопасными для детей. Длительное их применение также способствует развитию зависимости.

Влияние на молодой организм

Алкоголизация подростков является более опасной, чем проявление этого заболевания в зрелом возрасте.

У девочек нарушается репродуктивная функция. Может развиваться бесплодие, уменьшается способность выносить и родить здорового ребенка. Этому также способствует ранее начало половой жизни под воздействием алкоголя, что приводит к незапланированным беременностям, а потом — к абортам с их осложнениями. Начинается ослабление половых функций, а риск заболеть венерическими болезнями, гепатитом В и С, ВИЧ-инфекцией возрастает.

  • печень (может развиваться цирроз);
  • мозг (небольшая доза алкоголя убивает его клетки);
  • поджелудочная железа;
  • почки.

Нарушается работа ЖКТ. Страдает сердечно-сосудистая система – появляются проблемы с давлением, возникают аритмия и тахикардия. Развиваются воспалительные процессы дыхательных путей, наносится вред эндокринной системе.

У молодого организма проявляются такие симптомы:

  • задерживается рост;
  • ухудшается зрение;
  • нарушается состав крови, развивается анемия;
  • снижается иммунитет;
  • проявляется авитаминоз;
  • начинаются психические проблемы;
  • деградирует личность.

Нередко детский алкоголизм сопровождают разные болезни. Это могут быть сахарный диабет, жировая дистрофия печени, варикозное расширение вен, психические заболевания и др.

Подросток перестает следить за собой. Нравственные качества уходят на второй план. Ребенок не исполняет положенные на него трудовые обязанности, он забрасывает учебу, могут начаться проблемы с законом. Нарастают конфликты в семье, ребенок становится грубым, агрессивным и апатичным. Его ничто не интересует, мысли заняты только алкоголем.

В молодом возрасте спиртное сначала дает чувство эйфории, веселости, беззаботности, но потом это сменяется на злобу и апатию. В таком состоянии подростки могут совершать необдуманные поступки.

Многие в этом возрасте совмещают алкоголь с другими вредными веществами: начинают нюхать клей, употреблять лекарственные препараты и легкие наркотики. Это еще больше усугубляет проблему.

Меры профилактики

Во многих странах проводится работа с детьми, направленная на предупреждение развития алкогольной зависимости. Она заключается в просвещении молодежи по данной проблеме и в запрете продажи спиртных напитков лицам, которые не достигли 18 лет.

Чтобы добиться результата, профилактика алкоголизма должна одновременно проходить в нескольких направлениях:

  • в семейном кругу;
  • в школе;
  • на государственном уровне.

Ребенку в семье обеспечивают благополучные условия. Родители своим поведением подают пример для подражания: отказываясь от употребления алкоголя, обеспечивают детям правильный режим дня. Они следят, чтобы их подростки не имели слишком много свободного времени. Для этого мама и папа организовывают им занятия на досуге, выделяют сильные стороны ребенка и активно их развивают. Самая лучшая профилактика – это теплые и дружеские отношения в семье.

Кроме того, в школе активно пропагандируется здоровый образ жизни. Детей приобщают к занятиям спортом. Школьная медсестра проводит работу по профилактике алкоголизма. Учителя устанавливают контакт с детьми. Это поможет выявить проблему на раннем этапе ее развития.

Кроме запрета продажи алкоголя несовершеннолетним, должен также действовать запрет на рекламу алкогольной продукции в дневное время, это касается и слабоалкогольных напитков. Пьянству можно препятствовать, установив уголовную ответственность за вовлечение малолетних к распитию спиртного, стоит также не принимать на работу подростков в сферу, которая имеет отношение к алкоголю.

Лечение

Зависимость – это тяжелая стадия болезни. Лечить ее необходимо в специальной клинике и с помощью специалистов. Большое значение имеет ранняя диагностика заболевания. Сначала пациенты принимают препараты, которые помогут вывести с организма токсичные вещества, что накопились вследствие длительного употребления алкоголя. Но не все средства можно использовать, принимая во внимание возраст больных. Этот фактор усложняет процесс лечения.

После этого начинается работа по восстановлению пораженных органов, а также пациенты принимают витамины, которые вымываются из организма спиртным. Можно для лечения использовать лекарственные сборы и травы, имеющие мочегонное, укрепляющее, имунновосстанавливающее действие. Рекомендовано совмещать терапию с физическими упражнениями и активным отдыхом.

Большое внимание нужно уделить психологическому аспекту. На восстановление работы нервной системы понадобится намного больше времени.

Специалисту стоит способствовать хорошим отношениям в семье. Родителям — максимально оградить ребенка от плохого воздействия компании, иногда — с помощью переезда.

Заключение

Чтобы предупредить болезнь алкоголизма, надо проводить активные профилактические меры как в школе, так и дома. Многое зависит от семьи: если семья благополучная, то избежать появления этой вредной привычки представляется возможным. Когда семья не способствует защите сына или дочери от употребления спиртного, вероятность алкоголизма возрастает.

Если ребенок потерял над собой контроль и страдает от алкогольной зависимости, то не стоит пускать ситуацию на самотек. Подросток должен чувствовать поддержку близких людей. Кроме того, важна помощь медиков, которые смогут устранить и саму зависимость, и последствия ее действия.

Использованные источники: psyhoday.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Коррекция подросткового алкоголизма

  Корень копытень лечение алкоголизма

  Лучший метод борьбы с алкоголизмом

Профилактика алкоголизма среди детей и подростков

Личность человека начинает формироваться уже в раннем возрасте. Именно поэтому профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних должна начинаться как можно раньше. Важно уделить внимание формированию здоровой и высоконравственной личности. С раннего детства показать человеку верные ориентиры в жизни.

На данный момент профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних крайне не эффективна. Очень низкое внимание уделяется профилактическим программам. Средства массовой информации почти не задействованы в профилактической и просветительной работе. Общественные и государственные программы, которые направлены на борьбу с алкоголизмом, а также на профилактику алкоголизма, слабо работают.

Для того чтобы профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних возымела свои действия, нужно проводить её на различных уровнях.

Профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних на уровне семьи

В семье должны быть созданы условия для ведения здорового образа жизни. Родители обязаны быть примером для своих детей. В связи с этим родители, не употребляющие алкоголь, являются отличным примером для них. Воспитание детей направленное на формирование отрицательного мнения об алкоголе, должно иметь важное место.

Профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних на уровне школы

Несовершеннолетние проводят значительное количество времени в школе. Именно там закладывается мнение об окружающих людях: сверстниках, взрослых. В школе нужно создавать условия поощряющие занятия спортом, физическими упражнениями. Учителя должны обладать нужными качествами и быть примером для несовершеннолетних. Должны проводиться профилактические мероприятия, указывающие на пагубное воздействие алкоголя.

Профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних со стороны государства

Государство должно применять разные профилактические меры, которые способствуют выработке у граждан, такого образа жизни, при котором употребление алкоголя исключалось бы вообще, либо значительно ограничивалось. Для этого нужно применять:

  • Контроль за качеством алкогольной продукции выпускаемой в государстве;
  • Запрещение и ограничение употребления алкоголя несовершеннолетними;
  • Запрещение продажи спиртных напитков лицам моложе 18 лет;
  • Предусмотреть уголовную ответственность за втягивание несовершеннолетних в распитие алкоголя, а также за доведение до алкогольного опьянения;
  • Создание условий, при которых употребление алкоголя в производственном коллективе, было бы невозможным;
  • Уголовное и административное наказание лиц, появляющихся в нетрезвом виде в общественных местах;
  • Поощрение и стимулирование рекламы, рассказывающей о вреде алкоголя.

Запрет брать на работу несовершеннолетних, связанную с производством, торговлей, хранением алкогольных напитков.

Советы родителям по профилактике алкоголизма.

В последнее время отмечается рост заболеваемости алкоголизмом среди подростков, возраст больных алкоголизмом с каждым годом уменьшается.

Причины подросткового алкоголизма

Одна из основных причин подросткового алкоголизма — взаимоотношения в семье. Подросток может начать употреблять алкоголь, если в семье негативные межличностные отношения, насилие, непонимание, чрезмерная опека со стороны родителей. Часто подростки пробуют алкоголь в семьях, где принято со спиртным отмечать «семейные праздники», «приход гостей» расслабляться по выходным.

Для подростков очень важными являются отношения с друзьями. Поэтому они могут употреблять алкоголь:
• чтобы не отставать от своих выпивающих друзей, быть более коммуникабельным, много говорить, не бояться сторонней оценки своих суждений;
• чтобы чувствовать себя сексуально привлекательным, нравиться противоположному полу;
• быть смелее и увереннее в себе;
• чтобы отвлечься от сложной действительности.

Последствия употребления алкоголя подростками

Регулярное употребления алкоголя подростками гораздо серьезнее и опаснее, чем алкоголизм в зрелом возрасте. Потому что в этот время происходит рост и развитие всех жизненно важных систем органов и функций человека. Алкоголь затрагивает все системы органов человека:
• происходят сбои в работе желудочно-кишечного тракта;
• повреждается печень, развивается гепатит, цирроз печени;
• нарушается работа поджелудочной железы;
• деятельность сердечно-сосудистой системы;
• развиваются воспалительные заболевания почек.
• появляются различные воспалительные заболевания в легких, бронхах, гортани, носоглотке;
• снижается иммунная защита организма.

У подростка появляются эмоциональные нарушения: огрубение, взрывчатость, беспечность, внушаемость. Отсутствует контроль за своим поведением. Естественным считается прием алкогольных напитков в выходные дни, во время отдыха с друзьями. Выпивка принимает регулярный характер. В результате этого, употребление спиртного незаметно становится практически главным смыслом жизни.

Как распознать что подросток начал употреблять алкоголь

Необходимо обратить внимание на резкое изменение в поведении ребенка.
• Если появились такие черты как грубость, агрессия, раздражительность.
• Ребенок стал замкнутым, скрытным.
• В доме пропадают деньги, вещи.
• У ребенка резко снизилась успеваемость.
• Приходит поздно домой с запахом алкоголя.

Что делать если подросток пришел домой пьяным

С подростком необходимо поговорить. Но разговор лучше отложить до утра, в состоянии алкогольного опьянения подросток не станет слушать никакие доводы.

В разговоре с подростком необходимо выяснить причины, по которым он решил попробовать алкоголь и найти способ достигнуть тех же целей, но без спиртного. Научить подростка отстаивать свое мнение, говорить «Нет». Это поможет подростку завоевать авторитет среди сверстников, без выпивки.

Если ребенок всерьез интересуется спиртным, необходимо обратиться за помощью к врачу или психологу, специалисты дадут соответствующие рекомендации и при необходимости проведут анонимное лечение алкоголизма.

Подростки из благополучных семей и алкоголизм

Многие люди думают, что детский алкоголизм распространен только в неблагополучных семьях, где родители часто сами страдают от алкогольной зависимости. Часто алкоголиками становятся дети из благополучных семей, где родители не страдают алкоголизмом и в материальном плане полностью обеспечивают своих детей.

В таких семьях родители часто заняты, и не всегда следят за развитием своего ребенка.

Часто родители не знают, с кем общается их ребенок, чем он занимается в свободное время, как, где и с кем он проводит свое время. Родители часто считают, что главное в воспитании ребенка, это обеспечить его здоровым питание, хорошей одеждой и карманными деньгами.

Когда подросток начинает вести себя странно, часто вызывающе и дерзко, они оправдывают его поведение переходным возрастом или еще чем-нибудь, и решают все трудности и споры подарками и карманными деньгами, даже не подозревая, что эти деньги продолжают спонсировать детский алкоголизм.

Как уберечь детей и подростков от алкоголизма

Подросток должен чувствовать себя комфортно в своей семье, чувствовать, что его понимают. Воспринимать своих родителей в качестве самых умных наставников в жизненных вопросах.

• Проявляйте уважение к подростку. Не манипулируйте своим опытом и возрастом. Не показывайте свое превосходство.
• Найдите общее увлечение. Оно позволит с большим удовольствием проводить совместно свободное время.
• Помогите подростку стать личностью, достойным взрослым человеком.
• Будьте всегда авторитетны, а для этого всегда ведите себе достойно в любых ситуациях.

Профилактика алкоголизма в школе

Что такое профилактика алкоголизма? Это система мер направленных на усиление факторов защиты среди населения от алкоголизма. Как известно, определенные жизненные ситуации могут способствовать, либо наоборот препятствовать началу употребления алкоголя. Те обстоятельства, что способствуют употреблению алкоголя, называются факторами риска, а те, что способствуют снижению – факторы защиты. В течение жизни на человека воздействует как те, так и другие факторы, профилактика алкоголизма же направлена на усиление факторов защиты. К числу последних можно отнести: благополучие в семье, физическое и психическое здоровье, регулярное медицинское наблюдение, устойчивость к стрессам, хороший уровень достатка, соблюдение общественных норм и другие.

В Республике Беларусь профилактика алкоголизма остается одной из самых актуальных проблем. Рост алкоголизации населения показывает, что работа в этом направлении необходима. И особое место, конечно, здесь занимает профилактика алкоголизма среди подрастающего поколения, среди детей и подростков.

Первичная профилактика алкоголизма.

Специалисты разделяют профилактику алкоголизма на три стадии: первичная, вторичная и третичная. Нас же будет интересовать главным образом первичная профилактика алкоголизма.

Цели. Эта стадия имеет своей целью предупредить начало употребления алкоголя среди тех, кто еще не употреблял алкоголь. Поэтому она нацелена, прежде всего, на детей, подростков и молодежь. Главная цель этого этапа состоит в том, чтобы сформировать негативное отношение к злоупотреблению алкоголем, способствовать уменьшению количества людей, у которых может возникнуть алкоголизм. Более того, в общем, можно сказать, что этот этап профилактики предполагает даже не столько предупреждение алкоголизма, сколько сохранение и укрепление здоровья человека, формирование здорового образа жизни среди населения.

Задачи. Для первичной профилактики алкоголизма в школе характерны три главных задачи. Во-первых, проведение широкой воспитательной работы среди учащихся. Во-вторых, санитарно-гигиеническое противоалкогольное воспитание. И последнее, формирование трезвеннических установок.

Принципы. Основу профилактики алкоголизма в школе составляют следующие принципы:

1. Противоалкогольное просвещение должно быть представлено в виде целостной системы противоалкогольного воспитания, проводится на протяжении всех лет обучения и направлено на формирование в сознании детей и подростков нетерпимого отношения к любым проявлениям пьянства и алкоголизма;

2. Программа противоалкогольного воспитания должна предусматривать постепенное, с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, раскрытие сторон отрицательного влияния алкоголя на здоровье человека и жизнь общества в целом;

3. Противоалкогольная работа в школах должна проводиться преимущественно силами учителей с приглашением для чтения отдельных специалистов;

4. Противоалкогольное просвещение должно распространяться и на родителей учащихся.

Использованные источники: nacha.schools.by

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Коррекция подросткового алкоголизма

  Родственники больных алкоголизмом

  Алкоголизм статистика мужчины

  Алкоголизм болезнь или образ жизни

Профилактика алкоголизма среди молодежи

К.ю.н. Рысаев Фархитдин Бадритдинович

Мкртчян Лилия Константиновна

НОУ СПО «Оренбургский юридический колледж» (техникум), Россия

Профилактика алкоголизма среди молодежи

Человек начинает формироваться уже в раннем возрасте. И для этого профилактика алкоголизма среди молодежи должна начинаться как можно раньше.

Причины первого употребления алкоголя могут быть совершенно разными. Но можно проследить закономерность в их изменении при взрослении подростка. В десятилетнем возрасте дети могут и сами попробовать спиртное из интереса, либо алкоголь используют родители, в качестве лечения снижения температуры у ребенка. Через некоторое время, подростки употребляют алкоголь по достаточно установленным для них поводам, например: «семейные праздники», «торжество», «приход гостей» и другие. После 14-15 лет наиболее характерными становятся такие основания: «все пьют и я пил», «уговорили», «для смелости», «на спор» и другие.[1]

В возрасте от 12 до 22 лет, алкоголь употребляют около 82% людей.[4] Кроме этого, средний возраст, с которого подростки начинают употреблять спиртное, составляет 14 лет. Здесь стоит отметить, что сам по себе алкоголизм у подростков встречается довольно редко, поскольку алкоголизм как заболевание формируется в течение определенного промежутка времени, и зачастую не успевает сформироваться к совершеннолетию. Однако ни в коем случае нельзя исключать такой факт, как ранняя алкоголизация. Она то и приводит к развитию алкоголизма в возрасте 20-22 лет.[2] Ранней алкоголизацией принято считать раннее знакомство с крепкими спиртными напитками (до 16 лет) и частое их употребление. Подростки могут начать употреблять алкоголь и наркотики в очень раннем возрасте, что, в свою очередь, сокращает продолжительность жизни, пагубно влияет на психофизиологическое и социальное развитие человека. Психика в подрастающем возрасте у молодежи, можно сказать слегка неуравновешенна и может отвергнуть все принимаемые меры. Взрослый человек, который зависим от алкоголи, нередко сам осознает проблему и начинает бороться с ней самостоятельно, а подростка в большинстве случаев придется убедить в необходимости начать лечение.[5]

Большую роль в приучении подростков к алкоголю оказывают телевидение, реклама и другие средства массовой информации. В рекламе, а также в художественных фильмах показывают алкогольные напитки как принадлежность любого отдыха и развлечений, призывая к веселому «пивному» образу жизни.

Множество алкогольной продукции в продуктовых магазинах и ее недорогая цена также подталкивает подростков к употреблению алкоголя.

Следующие изменения в законодательстве могут способствовать резкому снижению остроты проблемы нелегального алкоголя:

1) введение специализированной статьи в Уголовном кодексе РФ, устанавливающей адекватно серьезную уголовную ответственность за нелегальное производство и оборот этилового спирта, алкогольных и спиртосодержащих жидкостей с объемной долей этилового спирта выше 15 градусов;

2) введение законодательного требования продажи спиртосодержащих жидкостей медицинского и парфюмерного назначения объемом более 25 мл или крепостью более 15 градусов исключительно в прочной герметичной форме в виде спрея, аэрозоля илидиспенсера;

3) введение административной ответственности за самогоноварение в личных целях;

4) отведение Роспотребнадзору функций по запрету разных видов спиртосодержащей продукции, систематически потребляемой населением.

5) запрет на продажу алкогольных напитков, включая пиво, в утреннее, вечернее время и по воскресеньям;

6) сокращение числа торговых точек, реализующих алкогольные напитки населению

Действующая процедура выявления такого рода правонарушений сложна для исполнения и потому неэффективна. В настоящее время в России необходимо ужесточить наказание, предусмотрев такие меры, как высокие штрафы, отмену лицензии или административное приостановление деятельности, закрепить функции по проверкам и контрольным закупкам за определенными ведомствами и ввести простую процедуру выявления таких правонарушений, не требующую больших затрат времени.[3]

В России возможно поэтапное введение государственной монополии на розничную продажу алкогольных напитков, например, начиная с сельской местности.[1]

Основными мерами по защите молодежи от угрозы алкогольной зависимости в Оренбургской области являются: информирование несовершеннолетних, родителей (законных представителей), иных граждан и организаций о недопустимости потребления алкоголь содержащих веществ несовершеннолетними; ограничение проведения мероприятий, содействующих потреблению алкоголь содержащих веществ; оказание несовершеннолетним консультативной, психокоррекционной и реабилитационной помощи; выявление несовершеннолетних, употребляющих алкоголь содержащие вещества и несовершеннолетних, имеющих алкогольную зависимость.

Современная алкогольная политика должна опираться не только на предотвращение негативных последствий злоупотребления алкоголем в экономическом, правоохранительном, медицинском аспектах, но и на изучение социальных практик обращение населения с алкоголем, учитывая особенности алкоголизации различных групп населения.[5]

Итак, все вышеуказанные эффективные меры государственной алкогольной политики должны незамедлительно быть закреплены в законодательстве, в том числе путем разработки законодательных инициатив по отдельным острым проблемам.

1. Заиграев Г.Г. Алкоголизм и пьянство в России. Пути выхода из кризисной ситуации // «Социологические исследования», 2009, №8, С. 74-84

2. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы / В. Н. Иванов // жур. Социально-политический журнал. – 2010. — № 2. С. 20-29

3. Кузнецова Е.Г. Социальные отклонения – 3-е изд., перераб. и доп. –М.: Юрид. лит. 2014 – С. 100

4. Министерство Здравоохранения России. Статистические данные зарегистрированных лиц с диагнозом «алкоголизм» или «алкогольная зависимость»[Электронный ресурс]// http://www.rosminzdrav.ru/ (дата обращений 29.01.2015)

5. Протоиерей Илия Шугаев. Свобода и зависимость. Беседы со старшеклассниками о курении, алкоголизме и наркомании. ИС РПЦ, 2009. – С. 16

Использованные источники: www.konspekt.biz

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Препарат для лечения алкоголизма без ведома

  Пагубное влияние алкоголизма

  Смерть от сердечной недостаточности алкоголизма

Профилактики алкоголизма среди молодежи

Основные направления профилактики алкоголизма среди молодежи

Алкогольная профилактическая деятельность определяется как межведомственная, т.е. деятельность, которая должна проводиться совместно специалистами управления внутренних дел, образования, здравоохранения. Основные компоненты и направления работы с молодежью. Профилактическая работа должна включать в себя три компонента и направления.

1. Образовательный компонент.

— знание о действии алкоголя на сознание и организм человека, о механизмах развития зависимости, последствиях, к которым они приводят.

Цель: научить молодого человека понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении алкоголя.

— знание и понимание своих чувств, эмоций, а также возможных способов работы с ними и заботы о себе.

Цель: формирование развитой Я-концепции у молодого человека.

2. Психологический компонент.

— коррекция определенных психологических особенностеймолодого человека, являющихся факторами риска употребления алкоголя; создание благоприятного доверительного климата в семье, психологическая адаптация из группы риска и др. Работа с чувствами вины, страха, неуверенности в себе, проблемами ответственности, принятия решений, чувством личной защищенности.

Цели: психологическая поддержка молодого человека; формирование адекватной самооценки, навыков принятия и выполнения решений; формирование умения сказать «нет», отстоять свои границы, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умения обратиться в случае необходимости за помощью.

3. Социальный компонент — помощь в социальной адаптации молодого человека, овладение навыками общения, решение проблемы занятости и т.д.

Цель: формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни.

1. Информационное. Подросткам довольно много рассказывают о вреде алкоголизма, о механизме действия их на организм человека, о последствиях употребления алкоголя. Сейчас раздают буклеты и развешивают плакаты о вреде алкоголизма. Мы живем в так называемое «информационное время». Причем вся информация, которую заинтересованные взрослые и специалисты, ведущие антиалкогольную профилактику, пытаются передать молодежи, содержит в себе элемент запрета. Молодежь привыкла рассуждать, думать, не принимать на веру все, что ей говорят, тем более, совсем другого рода информацию она получает из Интернета, со страниц многих молодежных изданий, от друзей. В ней не содержится призывов, в ней не содержатся запрет, и мы часто забываем о том, что мнению друзей и своим собственным убеждениям дети склонны больше доверять, чем взглядам и позициям взрослых.

2. Пропаганда здорового образа жизни. Пропаганда здорового образа жизни и реализация различных программ укрепления здоровья. В ходе такой работы поощряется развитие альтернативных привычек (занятие спортом, активный досуг без табака и алкоголя, обоснованный и здоровый режим труда и питания и т.п.), которые могут стать барьером, препятствующим поведению, наносящему вред здоровью, и служить альтернативой употребления алкоголя. Практика реализации данного направления доказала свою эффективность.[14]

3. Личностное ориентирование. Механизм его реализации нацелен на то, чтобы, используя различные формы занятий, сформировать у подростка навыки самостоятельного принятия решений, противостояния давлению группы, преодоления стрессовых, конфликтных и прочих сложных жизненных ситуаций, а также проблем общения.[15] Существует различные программы в этом направлении. Их общая цель — научить управлять собой и объективно оценивать свои действия и поступки, развить его веру в свои силы и свои возможности, помочь ему достигнуть социально значимых результатов в жизни. Таким образом, каждое из направлений имеет преимущество, так и недостатки. Важно уметь использовать эти направления антиалкогольной профилактики адекватно и в комплексе.

Так же профилактика алкоголизма, можно разделить на медико — социальное и социально — психологическую направления. Подробней о каждой: Одной из приоритетных задач современных специалистов по социальной работе в области наркологии является активное воздействие на больного уже в начале процесса лечения. Залогом эффективности социальной работы в решении проблем наркозависимости является постоянная связь лечебного процесса с деятельностью по коррекции социального статуса больного. Отсюда вытекает необходимость сближения позиций наркологов и социальных работников, прежде всего с помощью грамотной организации совместного лечебно-реабилитационного процесса, что должно быть закреплено в соответствующих нормативных документах, должностных инструкциях и положениях. Существует несколько основных направлений совместной деятельности медицинских работников и специалистов по социальной работе для достижения поставленных целей:

формирование у больного осознанной стабильной мотивации или установки на окончательный отказ от потребления наркотических средств, на активное включение и реабилитационный процесс;

осуществление комплекса лечебно-психолого-терапевтических мероприятий, направленных на дезактуализацию влечения к алкоголю, предотвращение рецидивов болезни;

редуцирование поведенческих, аффективных, интеллектуальных расстройств, развившихся или усугубившихся в процессе болезни;

укрепление здоровья больного на основе обучения навыкам здорового образа жизни;

коррекция структуры личности больного для обеспечения позитивного личностного развития;

повышение уровня социального функционирования больного, формирование или восстановление позитивных семейных и средовых связей;

достижение реального материального самообеспечения пациента на основе закрепления навыков системной занятости, образовательно профессиональной подготовки.

Для осуществления этих мероприятий социально — медицинские организации рекомендуют:

организовывать проведение Международного Дня борьбы с алкоголем совместно со средствами массовой информации с привлечением главных специалистов (врачей), известных деятелей, родителей;

проводить лекции, беседы в коллективах, с больными в стационарах и клиниках, детских и взрослых санаториях, аптеках;

оформлять «Уголки здоровья», санитарные бюллетени, санитарные газеты, плакаты по антинаркотической тематике;

организовывать прием лиц, употребляющих наркотики и желающих получить советы и помощь в отказе от наркотиков;

организовывать подачу информации о Международном Дне борьбы с наркоманией в общественном транспорте, торговых учреждениях (с использованием местной радиотрансляционной сети, плакатов, листовок);

в детских оздоровительных учреждениях, ПТУ, техникумах, ВУЗах проводить викторины, КВН, конкурсы детского рисунка, плаката по антинаркотической тематике.

Таким образом, важнейшее направление медико-социальной работы — работа с молодежью, страдающими алкогольными заболеваниями. Специфика конкретной социальной работы с людьми определяется многими факторами: возрастом клиента, видом его социальной деятельности, экономическим положением его семьи, состоянием его здоровья, наличием определенных факторов, оказывающих влияние на здоровье человека и другое. [16]

Социально-медицинская помощь молодежи, злоупотребляющим алкоголем и страдающим алкоголизмом, и целенаправленная коррекционная, психологическая, педагогическая работа с ними должны всемерно расширяться и специализироваться, осуществляться отдельно от взрослых с привлечением специалистов по детско-подростковой психиатрии, психологии, соматической патологии. Помощь должна быть многоступенчатой, нацеленной на последовательные процессы первичной профилактики, диагностики, оказания неотложной помощи, лечения, вторичной профилактики (предупреждение и купирование рецидивов у больных алкоголизмом), реабилитации. Развитие реабилитационного звена наркологической службы способно существенно повысить эффективность ее работы и ее авторитет среди населения. Приоритет в медицинской наркологической помощи должен принадлежать максимально раннему выявлению лиц с алкогольными проблемами, потенциальных пациентов из группы риска, больных на начальных стадиях заболевания — с обязательным участием в этом процессе врачей первичной общелечебной сети, семейных врачей, психологов, социальных работников.

Основными принципами деятельности наркологических учреждений должны быть добровольность и конфиденциальность. Наркологические диспансеры должны быть освобождены от немедицинских функций. В связи с этим в общественное сознание необходимо внедрить понимание того, что алкоголизм — такая же болезнь, как и любое другое заболевание, имеющая свои причины, биологические и психопатологические механизмы развития, типичную клиническую картину, динамику и исход. В наркологических диспансерах пациенты, не представляющие социальной опасности, должны регистрироваться на консультативной основе. На обязательном учете должны находиться только больные с тяжелыми и стойкими болезненными проявлениями, социально дезадаптированные, нарушающие правопорядок, представляющие опасность для себя, семьи и общества.

Для этого необходимо:

признать алкоголизм социально значимым заболеванием и разработать новую концепцию наркологической помощи, предполагающую ее дальнейшую гуманизацию и широкое использование немедицинских (психотерапевтических, психологических, социальных) методик работы с больными;

разработать и внедрить более эффективные методы оценки и контроля наркологической ситуации в различных территориях и среди разных групп населения и создать на их основе специальные социально-оздоровительные программы. Указанные программы должны включать в себя создание служб социально-психологической помощи населению, организацию сети центров оказания консультативной и практической помощи больным алкоголизмом и их семьям с участием юристов, педагогов, психологов, социальных работников и врачей.

разработать и реализовать комплекс мер по социальной поддержке лиц, страдающих алкоголизмом, и членов их семей;

Принимая во внимание многоплановость проблемы пьянства и алкоголизма, мероприятия по противодействию этим явлениям должны носить комплексный характер, обеспечиваться скоординированными усилиями различных структур, действующих в правовой, правоохранительной, культурно-образовательной, медицинской, социальной и экономической сферах жизни общества. Государственная алкогольная политика реализуется через разработку и проведение в жизнь комплексных и целевых (федеральных, региональных, местных) программ. Исходя из признания прав граждан на всестороннюю объективную информацию об алкогольной ситуации в стране и о негативных медико-социальных последствиях злоупотребления алкоголем, а также в связи с необходимостью создания полноценной информационной базы для обеспечения управления процессом предупреждения и преодоления пьянства и алкоголизма следует обеспечить:

совершенствование государственной статистики по проблемам производства и оборота алкогольной продукции — путем расширения системы показателей, отражающих уровень и особенности потребления алкогольных напитков населением и связанных с ним негативных последствий, оптимизации системы сбора, обработки, оценки и публикации статистической информации, что позволит получать более полную и объективную картину реальной алкогольной ситуации в стране в динамике;

проведение регулярных широкомасштабных социологических и эпидемиологических исследований по проблеме распространенности пьянства и алкоголизма среди различных социальных и этнических групп населения, прежде всего среди молодежи, а также по изучению общественного мнения по различным актуальным проблемам алкогольной политики государства.[17], [18].

Таким образом, можно сделать вывод что профилактика алкоголизма среди молодежи идет по различным сферам жизнедеятельности. По моему мнению программы для молодежи по предупреждению злоупотребления алкоголем и наркотиками, которые формируются только на предоставлении информации о них, способствуют росту экспериментирования, стимулируя любопытство. Пока нам известен только один способ прямого воздействия на подсознание — сила непосредственного примера, базирующаяся на потребности в подражании. Эффект этого способа воздействия слишком сильно зависит от личностных особенностей как воспитателя, так и воспитуемого, чтобы оставаться надежным средством формирования личности.

Использованные источники: studbooks.net

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Кодирование от алкоголизма панов

  Громецин от алкоголизма

  Корень копытень лечение алкоголизма

  Родственники больных алкоголизмом

Социальная работа по профилактике алкоголизма среди молодёжи

Деятельность специалиста по социальной работе по предупреждению алкоголизации молодёжи

Подростковый возраст — это период в жизни человека между детством и взрослым состоянием от 12 до 18-19 лет, т.е. переходный возраст, т.к. в течение этого периода происходит своеобразный переход от незрелости к зрелости пронизывающий все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками.

У подростка меняется общественный статус, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых. А также ярко выражена неустойчивость нервной системы иногда не выдерживающая сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения, ведущее к вспыльчивости, апатии.

В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда, как влияние сверстников усиливается. В такой ситуации он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения, в которой индивид сможет самореализоваться путем взаимодействия с членами данной группы, эта самореализация происходит через общение, а связь между общением и употреблением алкоголя у подростков замечена уже давно.

Предпочтение подросток отдает той среде и группе где он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят и выпивают, что ведет к ранней алкоголизации подростков, которая выступает, как правило, индикатором социально-психологической несостоятельности личности, бедности неразвитости ее нравственно-ценностной сферы, является признаком дефицита социально значимого поведения, носит компенсаторный характер, создавая иллюзию деятельности и эмоциональности.

Употребление спиртного подростками, независимо от дозы, рассматривается как патология, так как в любом случае приводит к алкогольному отравлению. Особенность алкоголизации несовершеннолетних состоит в том, что у них отсутствует этап умеренного потребления. Любая принятая доза алкоголя является для подростка чрезмерной, поэтому сам факт ее приема должен рассматриваться как злоупотребление. Основанием для такого утверждения является очень часто встречающаяся у подростков тяжелая алкогольная интоксикация с рвотой и потерей сознания, когда без медицинской помощи возможен смертельный исход. Но даже если этого не произошло, передозировка алкоголя приводит к амнезии, т. е. потере памяти вследствие повреждения клеток головного мозга. Если опьянения такого уровня у подростков неоднократны, а амнезии длительны, то это отрицательно сказывается на психическом состоянии, и прежде всего на уровне интеллекта. Утрата защитного рвотного рефлекса, происходящая по мере алкоголизации несовершеннолетних, повышает толерантность — переносимость спиртного, формируя влечение к нему, причем гораздо быстрее, чем у взрослых. Но контролировать свое поведение опьяневший подросток не в состоянии. Подростки не только забрасывают учебу и работу, порывают положительные социальные контакты, но и совершают преступления, главная цель которых раздобыть деньги на спиртное (см. Приложение 2).

В целом проявления алкоголизма у подростков отличаются от алкоголизма взрослых — и ускоренным развитием, и атипичностью многих проявлений. Алкоголизм у несовершеннолетних формируется в 2-4 раза быстрее, чем у взрослых. Если у взрослых запои возникают обычно на второй, иногда на третьей стадии алкоголизма, то у подростков многодневное пьянство возможно уже в первой стадии. Регулярные передозировки с тяжелым опьянением тоже возникают уже на первой стадии. Похмельный синдром формируется быстро — через 1 — 3 года систематического пьянства. У взрослых алкоголиков похмельный синдром формируется в течение нескольких лет и вначале проявляется соматическими (телесными), а уже потом психическими нарушениями, а у подростков формирование абстинентного синдрома занимает несколько месяцев и с самого начала появляются психические нарушения — раздражительность, вспыльчивость, злобность, депрессия, мрачность, угрюмость, тревога, ночные кошмары и страхи, галлюцинации, судорожные припадки. Абстинентный синдром у них более длительный, чем у взрослых. Гораздо быстрее, чем у взрослых, наступает и прогрессирует психическая деградация. Подростки становятся апатичными, ко всему безразличными, кроме выпивки, как взрослые алкоголики на третьей стадии. Они отстают от сверстников в общем физическом развитии и росте, худеют, кожа у них приобретает серовато-бледный цвет, вялая, могут появиться преждевременные признаки одряхления — некоторые пристрастившиеся к алкоголю учащиеся выглядят, как маленькие старички. У большинства из них развиваются малокровие, гастрит, различные эндокринные нарушения и заболевания внутренних органов.

Таким образом, в этот период происходит формирование влечения к алкоголю, которое перерастает в привычку, приводя в большинстве случаев к алкогольной зависимости подростка

Содержание работы с подростками по профилактике алкогольной зависимости

Профилактика — система экономических, социальных, гигиенических и медицинских мер, проводимых государством, общественными организациями и отдельными гражданами с целью обеспечения высокого уровня здоровья населения и предупреждения болезней.

«Цель профилактической работы — создание в молодежной среде ситуации, препятствующей злоупотреблению алкоголя. Любая профилактическая программа должна включать в себя определенные виды деятельности в каждом из следующих направлений:

1. Распространение информации о причинах, формах и последствиях употребления алкоголя.

2. Формирование у подростка навыков анализа и критической оценки информации, получаемой с экранов телевидения и рекламных проспектов, и умение принимать правильные решения.

3. Представление альтернатив алкоголизма. Цель работы в данном направлении — коррекция социально-психологических особенностей личности.

4. Взаимодействие с органами и структурами, проводящими профилактическую работу».1

Согласно классификации ВОЗ, профилактику заболеваний принято разделять на первичную, вторичную и третичную. Первичная направлена на предупреждение болезней, вторичная подразумевает способы сдерживания темпа их развития и предупреждение осложнений, а третичная представляет собой комплекс реабилитационных воздействий на больных.

Цель первичной профилактики алкоголизма: предотвратить возникновение нарушения или начала болезни, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития индивида.

Первичная профилактика является наиболее массовой, неспецифической, использующей преимущественно педагогические, психологические и социальные влияния. Ее контингентом является общая популяция детей, подростков и молодых людей, нуждающихся в помощи и решении данной проблемы. Первичная профилактика алкоголизма проводится посредством нескольких стратегий:

1. информация, формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие.

2. формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение.

3. развитие проективных факторов здорового социально эффективного поведения.

4. развитие стратегий разрешения проблем, поиска социальной поддержки, избегания искушению алкоголизации.

Задачи первичной профилактики, осуществляемые социальным педагогом:

1. Внедрение позитивной профилактики в школьные уроки, наличие пособий по профилактике и включение уроков в школьное расписание; создание групп самопомощи учеников; программы для подготовки школьных лидеров среди учеников и родителей.

2. Выявление группы риска (по специально разработанным методическим рекомендациям).

3. Работа с родителями (дать родителям необходимую информацию по проблеме, способствующую эффективному социально-поддерживающему и развивающему поведению; оказать помощь в осознании собственных семейных и социальных ресурсов).

4. Работа с педагогическим коллективом (подготовка специалистов, способных проводить уроки по позитивной профилактике в школах и по появлению группы риска).

Наиболее целесообразно проводить первичную профилактику в школах в соответствии с утвержденными программами. Основные опасения: возможность спровоцировать повышенный интерес школьников к различным аспектам алкоголизации и боязнь подтолкнуть их к употреблению алкоголя.

Вторичная профилактика алкоголизма.

Главной целью вторичной профилактики является изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения.

Поведение риска может быть вызвано характеристиками индивида, имеющего те или иные предиспозиции личностных, поведенческих и других расстройств, характеристиками среды, воздействующей на индивида, специфическими комбинациями средовых и поведенческих характеристик. При этом среда рассматривается как носитель такого доминирующего фактора как стресс, а само поведение индивида — как фактор риска алкоголизма.

По своей направленности на контингент риска (молодые люди, подростки и дети, начинающие употреблять алкоголь, а также лица с высокой степенью риска приобщения к потреблению алкоголя) вторичная профилактика является массовой, индивидуальной в отношении коррекции поведения отдельных лиц. Она включает в себя как социальные, психологические, так и медицинские меры специфического и неспецифического характера.

Вторичная профилактика осуществляется с применением различных стратегий:

1. формирование мотивации на изменение поведения.

2. изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные.

3. формирование и развитие социально-поддерживающей сети.

Задачи вторичной профилактики осуществляемые социальным педагогом:

1. Работа с подростками групп риска (выявление патологии, лечение и наблюдение у специалистов; создание программ для работы с ними)

2. Работа в центрах реабилитации совместно с другими специалистами, где все методы психотерапевтической работы направлены на социализацию и адаптацию (тренинги повышения самооценки, уверенности в себе, снятие напряжения, психотерапия творческим самовыражением и т.д.)

3. Работа с родителями данной группы (лекционные и практические занятия, оказывающие профессиональную психолого-педагогическую помощь нуждающимся родителям; создание групп взаимопомощи, обучение навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми).

Третичная профилактика алкоголизма.

Третичная профилактика наркомании и алкоголизма направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшения вероятности рецидива заболевания. Второе направление третичной профилактики — снижение вреда от употребления алкоголя у тех, кто еще не готов к прекращению его употребления

Возможности третичной профилактики гораздо ниже, чем первичной и вторичной, так как эффект от превентивного воздействия определяется необходимостью замены патологических звеньев поведения индивида на непатологические. Данный вид профилактики является медицинским, однако базируется на сильной структуре социальной поддержки. Этот вид профилактики требует индивидуального подхода и направлен на предупреждение перехода сформированного заболевания в его более тяжелую стадию. Активность больного в борьбе с заболеванием, осознание им собственной ответственности за свое здоровье — обязательное условие проведения третичной профилактики.

Главной целью третичной профилактики является формирование социально-поддерживающей и развивающей среды (социально-поддерживающие и терапевтические сообщества, локальные и территориальные программы, программы на рабочих местах, социальные программы, альтернативные употреблению алкоголю).

Использованные источники: studwood.ru

Похожие статьи