Методические пособия по профилактике алкоголизма

Кто рискует заработать алкогольную зависимость?

Мы с друзьями и коллегами не считаем себя алкоголиками, периодически выпиваем во время встреч-посиделок, когда отмечаем дни рождения на работе и т. д. Но недавно, когда я переоформляла водительские права, врач наркодиспансера меня напугал: говорит, что такие «возлияния» могут со временем привести к алкогольной зависимости. Подскажите, пожалуйста: есть ли признаки, по которым можно самостоятельно определить риск алкогольной зависимости? И от чего зависит, насколько велика у человека склонность к алкоголизму?

Отвечает главный врач наркологического диспансера по Калужской области Игорь Горбачев:

— Риск попасть в зависимость от алкоголя во многом определяется длительностью употребления спиртного. Речь идет в первую очередь о стаже, то есть о том, как долго в течение жизни человек употребляет алкогольные напитки. Дело в том, что со временем организм приспосабливается, начинает вырабатывать ферменты, которые быстро метаболизируют алкоголь (то есть расщепляют его. — Ред.), и повышается так называемая толерантность к спирту. То есть, если раньше малые дозы вызывали эйфорию, удовольствие, а чуть больше – приводили к рвотному рефлексу, то со временем человек может выпить очень много, но рвотного рефлекса не будет. В этом случае алкоголь перестает в принципе негативно влиять на человека мгновенно. Это побуждает пить еще и еще, а глубинные опасные процессы в организме тем временем идут, не прекращаясь. Такая толерантность к алкоголю характеризует формирование первой или второй стадии зависимости.

Если говорить о людях, которые выпивают каждую пятницу на протяжении 10 — 15 лет, то это, конечно, тоже зависимость. Ведь, как правило, «алкогольная» пятница плавно переходит в субботу и заканчивается уже воскресеньем. Вообще, любая зависимость, будь то никотиновая или алкогольная, начинается с первых проб, дальше — употребление по ситуации, по случаю, а потом это уже входит в привычку, сопровождается развлечениями, положительными эмоциями. Ситуационное потребление обычно переходит в систематическое. И даже если человек, например, сменяет свой круг общения, тех, с кем он по пятницам выпивал, рядом уже нет, привычка остается. И тогда он выпивает дома, без компании.

А если вы хотите самостоятельно определить — есть у вас уже зависимость или нет, то это можно сделать по простому симптому: если вам хочется выпить и для этого не нужна ни компания, ни повод, вы делаете это часто (2 — 3 раза в день) и без особой причины – это повод, чтобы всерьез обеспокоиться. И обратиться к врачу-наркологу.

Видеоролики без звука, для проката на плазменных панелях

Использованные источники: profilaktika.tomsk.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Препарат для лечения алкоголизма без ведома

  Коррекция подросткового алкоголизма

  Наследственные признаки алкоголизма

Методическая копилка

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОСТИ В ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ (по итогам семинара)

Буллинг как социальное явление

Кибербуллиг

Насилие. Виды. признаки

Профилактика и рекомендации

Презентации

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Формирование здорового образа жизни

Психологическая работа с педагогами

Психологическая работа с родителями

Психологическая профилактика жестокого обращения с детьми, социального сиротства

Психологическая работа с разными группами обучающихся

Предупреждение суицидального поведения обучающихся

Психологическая работа с детьми и семьями в социально опасном положении

Подготовка обучающихся к осознанному выбору профессии

Тематические недели в школе

Гендерные вопросы в образовании

Психологическая поддержка развития личности обучающихся

Использованные источники: www.academy.edu.by

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Громецин от алкоголизма

  Родственники больных алкоголизмом

  Лишение родительских прав основания алкоголизм

Методическое пособие орехово-Зуево 2010

ПРОФИЛАКТИКА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Орехово-Зуево – 2010

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
ПРОФИЛАКТИКА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Издательский центр МГОГИ

С 60
Печатается по решению Редакционно-издательского совета

Московского государственного областного гуманитарного института

Рецензенты:

профессор Психологического института РАО

Селезнева Е.В., кандидат педагогических наук,

доцент кафедры социальной педагогики МГОГИ

Издание осуществлено при финансовой поддержке

ГОУ ВПО Московский государственный областной гуманитарный институт

В рамках внутривузовского научно-методического проекта

«Научно-методическое и организационное обеспечение программы профилактики

Злоупотребления психоактивных веществ (ПАВ) в молодежной среде»

Автор-составитель: Солдатова С.В.

С60 Профилактика злоупотребления психоактивных веществ в образовательных учреждениях: Методическое пособие. – МГОГИ, 2010. — 126 с.
В методическом пособии изложены основные принципы построения профилактических программ и рекомендаций по организации антиалкогольной и антинаркотической работы в образовательных учреждениях. Пособие содержит методические рекомендации по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения в образовательных учреждениях, список нормативно-правовых документов и глоссарий основных терминов по рассматриваемой проблеме.

Пособие предназначено для руководителей воспитательной работы, педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей, кураторов студенческих групп, учителей-предметников и педагогов дополнительного образования.

ББК 74.200.55
© Солдатова С.В.

© Оформление. Издательский центр

областного гуманитарного института, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………….5

Глава I. Принципы построения программ профилактики употребления ПАВ в образовательных учреждениях

1.2. Выбор объектов профилактики…………………………………………. 11

1.3. Компетентность разработчиков программ и занятий…………………. 11

Глава II. Методические рекомендации по профилактике наркомании

в образовательных учреждениях

2.1. Профилактика: определение и базовые понятия………………………. 17

2.2. Критерии эффективности профилактической работы

образовательных учреждений……………………………………………..26

2.3. Рекомендации по проведению в образовательном учреждении

мониторинга употребления ПАВ…………………………………………28

2.4. Общие рекомендации для проведения занятий по профилактике

наркомании………………………………………………………………. 32

2.5. Методические рекомендации по профилактике наркомании

при организации групповой работы……………………………………. 43

2.6. Занятие для учащихся образовательных учреждений на тему:

«Наркомания: причины и последствия»…………………………………51

2.7. Организация волонтерского антинаркотического движения

в образовательных учреждениях…………………………………………67

Глава III. Методические рекомендации по профилактике табакокурения

в образовательных учреждениях

3.1. Предупреждение табакокурения в образовательных учреждениях…. 111

3.2. Помощь школьникам и студентам в отказе от курения как проблема

современной средней и высшей школы…………………………………137

3.3. Рекомендации педагогам по профилактике табакокурения в семье ….143

Глоссарий ……………………………………………………………………. 152

ВВЕДЕНИЕ

Наркомания и алкоголизм являются одной из важнейших проблем современ­ной России, требующей кардинально новых способов решения. Рост объема наркотических веществ на рынке и их доступность способ­ствуют распространению наркотиков, принявшему за последнее десятилетие катастрофический размах и приобретшему черты соци­ального бедствия. По данным исследований, в России сейчас не ме­нее 6 миллионов больных наркоманиями, в мире — более 200 мил­лионов. За последние 10 лет число смертей от наркотиков в нашей стране увеличилось в 12 раз, среди детей — в 42 раза, причем в 65% случаев причиной смерти является передозировка наркотиков.

Первый опыт знакомства с наркотиками для 51% школьников приходится на возраст 15-17 лет, а для 41% на 11-14. Очевидная тен­денция к омоложению требует проведения профилактической рабо­ты уже с детьми дошкольного возраста, как в семье, так и в рамках образовательного учреждения.

Еще одна угрожающая тенденция изменения наркологической ситуации в нашей стране — феминизация. Если в начале 90-х годов злоупотребление наркотическими веществами было, по большей ча­сти, проблемой мужской части населения, то в настоящее время не­уклонно растет количество девушек, страдающих зависимостью от психоактивных веществ. По употреблению некоторых видов нар­котиков (например, кокаина) количество девушек значительно пре­восходит количество юношей.

Семья, как первый и наиболее значимый институт социализации, является одновременно и адресатом профилактической работы, и ис­точником ценностей, способствующих развитию, ориентации на здо­ровый образ жизни и т.д. Важная и ответственная роль в работе с семь­ей выпадает на социального педагога, педагога-психолога, учителя.

Информирование родителей по проблемам наркоманий и алкоголизма, адресация к специалистам в случае необ­ходимости, работа с дисфункциональными семьями с целью оптими­зации внутрисемейных отношений — вот задачи, стоящие перед педагогом, занимающимся профилактикой девиантного и аддиктивного поведения несовершеннолетних.

В настоящее время молодежная наркогенная субкультура являет­ся важным фактором, способствующим распространению наркотиза­ции среди несовершеннолетних. Развитие наркогенной субкультуры является результатом того, что дети и подростки, будучи предостав­лены сами себе, не знают, как структурировать свое время, а ушедшие в историю пионерская и комсомольская организации не оставили после себя ничего взамен. В связи с этим перед социальным работни­ком, педагогом-психологом стоит очередная задача — выявление детей и подростков, юношей и девушек, кото­рые в силу своей незанятости попадают в группу риска приобщения к психоактивным веществам, а также организация их досуга.

Злоупотребление психоактивными веществами часто сопряжено с совершением несовершеннолетними противоправных действий. Около 40% госпитализаций в детские психиатрические клиники в настоящее время составляют подростки с делинквентными формами поведения в сочетании с наркоманией и токсикоманией. Правонару­шителям, злоупотребляющим психоактивными веществами, необхо­дима помощь не только врача, но и социального работника, который должен иметь представление, как о социально-правовых, так и о соци­ально-психологических и медико-социальных аспектах наркоманий.

Лечение наркоманов является малоэффективным способом борь­бы с болезнью: ремиссия продолжительностью больше года наблю­дается лишь у 9-12% больных. Реабилитация позволяет добиться бо­лее значимых результатов, однако требует больших финансовых и временных затрат.

Исключительно медицинская профилактика не приносит желае­мых результатов. Действия правоохранительных органов не способ­ны остановить рост числа больных наркоманиями. Наиболее перс­пективное направление работы на данный момент — психолого-пе­дагогическая профилактика, направленная на гармоничное развитие личности детей и подростков, формирование способности самостоя­тельно противостоять приобщению к наркотическим средствам за счет ценностного отношения к своему здоровью, адекватной само­оценки и способности прогнозировать жизненные события.

С учетом вышесказанного становится очевидной необходи­мость разработки методических рекомендаций руководителям по воспитательной работе, психологам, социальным педагогам, классным руководителям и кураторам студенческих групп по профилактике злоупотребления ПАВ в образовательных учреждениях.

В методическом пособии изложены принципы построения профилактических программ и организация антиалкогольной и антинаркотической работы в образовательных учреждениях. Представлены методические рекомендации для психологов, классных руководителей, кураторов студенческих групп и педагогов по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения в образовательных учреждениях. Представлен глоссарий по рассматриваемой проблеме. Приложение содержит список нормативно-правовых документов по вопросам профилактики злоупотребления психоактивных веществ, безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних.

Использованные источники: zubstom.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Препарат для лечения алкоголизма без ведома

  Коррекция подросткового алкоголизма

  Наследственные признаки алкоголизма

Обзор литературы по профилактике алкоголизма

Профилактика, по определению ВОЗ, это действия, направленные на уменьшение вероятности возникновения заболевания или нарушения, на прерывание или замедление прогрессирования заболевания, а также на уменьшение нетрудоспособности. В более широком контексте — это разносторонняя деятельность, препятствующая распространению нелегальных наркотиков в обществе.

Профилактика алкоголизма среди учащихся предусматривает снижение спроса на алкоголь у данной категории населения.

Проблемы профилактики алкоголизма рассматриваются в медицинском, психологическом, педагогическом, социально-педагогическом аспектах.

Специалисты — медики (Н.А. Сирота, Е.А. Кошкина, В.М. Ялтонский) выделяют шесть основных подходов к профилактике алкоголизма и наркомании в мире:

· подход, основанный на распространении информации об алкоголе;

· подход, основанный на аффективном (эмоциональном) обучении;

· подход, основанный на влиянии социальных факторов;

· подход, основанный на формировании жизненных навыков;

· подход, основанный на развитии альтернативной употреблению алкоголю деятельности;

· подход, основанный на укреплении здоровья Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Проблемы профилактики наркомании в подростковом возрасте. Пути решения. В сб.Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково-молодежной среде. Методическое пособие под ред. Сирота Н.А., Чистовой Е.А. и др. — М.:Институт молодежи, 2000 — 260 с. — С. 27. — 30..

Разработка творческим коллективом под руководством профессора Н.А.Сироты превентивного подхода к вопросам первичной профилактики (копинг-профилактика) «имеет целью формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения, направленных на преодоление стресса и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению психоактивными веществами на основе мультикомпетентных программ» Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский, А.В. Терентьева, И.Л .Баушева. Учимся и учим жить без наркотиков. Журнал «Наркостоп» Ежеквартальный бюллетень издаваемый ЮНЕСКО совместно с Европейской комиссией. Февраль 1998. Выпуск 1-2. — С. 16..

Цели профилактики рассматриваются как:

1. . отработка неосознанных поведенческих навыков на требование социальной Среды;

2. . развитие процесса осознания, понимания собственного поведенческого выбора, наиболее оптимального и эффективного для данной личности и его закрепление» Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Проблемы профилактики наркомании в подростковом возрасте. Пути решения. В сб.Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково-молодежной среде. Методическое пособие под ред. Сирота Н.А., Чистовой Е.А. и др. — М.:Институт молодежи, 2000 — 260 с. — С. 33 — 34..

Достижение целей профилактики позволит индивиду, осознав себя, как самодостаточную личность, избежать приема психоактивных веществ.

Рассматривая психологические методы профилактики, учитывая активность самой личности как субъекта (а не только как объекта) профилактики, копинг-профилактику можно отнести к широкому значению психологических методов профилактики алкоголизма и наркомании: «В широком значении — методы формирования такого образа жизни и направленности личности, при котором сводится к минимуму возможность возникновения тяги к алкоголю и наркотикам» Психология. Словарь под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. — С. 309..

Транстеоретическая модель Велисер В.Ф. и Прочаска Я.О. «. объединяет основные компоненты поведенческих изменений и дает объяснения тем комплексным механизмам, понимание которых ранее было затруднительно» 1. А.В. Прохоров, У.Ф. Велисер, Дж.О. Прочаска. Транстеоретическая модель изменения поведения и ее применение //Вопросы психологии. — № 2. — 1994. — с.113-122. .

В настоящее время не существует общепринятой единой дефиниции алкоголизма. Наличие трудностей в определении и путанице основных понятий отмечают В.Ю.Завьялов, В.Т.Кондратенко, Н.Я.Копыт, Ц.Т.Короленко Завьялов В.Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости. — Новосибирск, 1988.

Кондратенко В.Т., Скугаревский А.Ф. Алкоголизм. — Минск, 2003.

Копыт Н.Я., Сидоров П.И. Профилактика алкоголизма. — М., 2006.

Короленко Ц.П., Тимофеева А.С. Корни алкоголизма. — Новосибирск, 2006..

На сегодняшний день алкоголизм принято рассматривать как сложное заболевание, характеризующееся медико-биологическими, психологическими и социальными составляющими (А.И.Донцов, В.И.Корченов, Ю.П.Лисицын, С.В.Дворяк, П.Сироло) Донцов А.И. О понятии «группа» в социальной психологии / Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2007. — №4.

Корченов В.И. Пьянство, алкоголизм, наркомания: причины и следствие / Медико-биологические и социальные аспекты наркологии / Сб. науч. трудов. — М.: РГМУ, 2007. — С.191-200.

Лисицын Ю.П., Сидоров П.И. Алкоголизм. Медико-социальные аспекты: Руководство для врачей. — М., 2006.

Психология и клиника алкогольной зависимости. Современные подходы в психотерапии алкоголизма и взгляды на реабилитацию больных и членов их семей. По С.В. Дворяку. http: // hot-line.chart.ru / Page / LitList7.htm.

Сироло Д., Шейдер Р., Сироло Э., Гринблат Д., Л. фон Мольтке. Алкоголизм, www. narcom. ru / cabinet / online / 6.html..

Н.В.Канторович (1954) определял хронических алкоголиков как людей, у которых в результате систематического или спорадического злоупотребления спиртными напитками развилось влечение к алкоголю, произошло нарушение трудоспособности, семейных отношений, физического и психического здоровья.

С представлениями о том, что алкоголизм является болезнью, согласуются данные о наследственной предрасположенности к нему Сироло Д., Шейдер Р., Сироло Э., Гринблат Д., Л. фон Мольтке. Алкоголизм, www. narcom. ru / cabinet / online / 6.html..

Как отмечает С.В.Дворяк, «алкоголизм — это не только сам алкоголь, но и реакция на него данного организма, которая всегда индивидуальна. Алкоголик. даже если он воздерживается достаточно долгое время, остается алкоголиком, что выражается в его синдроме алкогольной зависимости и приведет к немедленному срыву, как только он расслабится снова» Психология и клиника алкогольной зависимости. Современные подходы в психотерапии алкоголизма и взгляды на реабилитацию больных и членов их семей. По С.В. Дворяку. http: // hot-line.chart.ru / Page / LitList7.htm..

Однако, как отмечают Д.Сироло, Р.Шейдер, Э.Сироло, Д.Гринблат, Л. фон Мольтке, рассмотрение алкоголизма как заболевания вовсе не означает, что он обусловлен какой-то одной причиной. Кроме того, «не следует думать, что больной алкоголизмом не способен контролировать употребление спиртного и свое поведение. Как и при большинстве заболеваний (сахарный диабет, артериальная гипертония), поведение больного сильно влияет на течение болезни» Сироло Д., Шейдер Р., Сироло Э., Гринблат Д., Л. фон Мольтке. Алкоголизм, www. narcom. ru / cabinet / online / 6.html..

В качестве основной причины алкогольной зависимости Ю.П.Лисицын и В.Д.Москаленко выделяют эйфоризирующее действие алкоголя Лисицын Ю.П., Сидоров П.И. Алкоголизм. Медико-социальные аспекты: Руководство для врачей. — М., 2006.

Москаленко В.Д. Предсказуем ли алкоголизм? Способы распознавания и устранения факторов риска / Обзорная информация «Медицина и здравоохранение». — М., 1991..

Под воздействием алкоголя человек становится более раскованным, развязным, складывается ощущение, что все проблемы и трудности легко преодолимы. Именно это наркотическое свойство алкоголя и заставляет людей часто употреблять его. Следствием данной точки зрения являются такие меры профилактики алкоголизма, как запрет на реализацию спиртных напитков, а также организация обществ трезвости. Однако не все употребляющие алкоголь и ощущающие на себе его способность создавать настроение удовольствия становятся алкоголиками. Действительно, большинство отечественных и зарубежных исследователей считают, что алкогольные напитки сами по себе не являются основной причиной алкоголизма. В качестве причин, порождающих алкоголизм, можно выделить целый ряд факторов как психопатологического, так и психологического, а также микро- и макросоциального характера.

К проблеме детского алкоголизма обращались разные ученые: медики, педагоги, психологи, которые выделяли причины алкоголизма у детей, а также его последствия. Представим причины и последствия алкоголизма для детей согласно их возрасту в виде таблицы (таблица 1.1).

Таблица 1.1 Причины и последствия детского алкоголизма

Использованные источники: studbooks.net

Похожие статьи