Социальные девиации алкоголизма

Алкоголизм как вид девиантного поведения

Германия, Швеция и др. Примерно в это же время в России быстро входит в употребление водка. Можно сказать, что XIX в. породил, а XX в. усугубил весьма сложную проблему для человеческой цивилизации — проблему алкоголизма. Фактически алкоголь вошел в нашу жизнь, став элементом социальных ритуалов, обязательным условием официальных церемоний, праздников, некоторых способов времяпрепровождения, решения личных проблем. Однако эта социокультурная ситуация дорого обходится обществу. Как свидетельствует статистика, 90% случаев хулиганства, 90% изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40% других преступлений связаны с опьянением.

Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70% случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии; около

50% всех разводов также связано с пьянством. Также выборочные обследования показали, что на крупных промышленных предприятиях алкоголь употребляется

99% мужчин и 97% женщин. Чаще всего мотивом пьянства является: развлечение, воздействие ближайшего окружения, соблюдение питейных традиций, празднование памятных дат, супружеские, семейные неурядицы, неприятности на работе.

Изучение различных аспектов потребления алкоголя и его последствий представляет большую сложность. По каким критериям можно судить об алкогольном положении и его динамике? Как правило, используются три группы социологических показателей остроты алкогольной проблемы и масштабов распространения пьянства в стране: во-первых, уровень потребления алкоголя на душу населения и структура потребления; во-вторых, характеристики массового поведения, являющегося следствием потребления спиртного; в- третьих, ущерб, причиненный экономике и обществу пьянством.

Показатель уровня потребления алкоголя имеет смысл только в сочетании с данными о структуре потребления. Следует учитывать и еще целый ряд характеристик, например, регулярность потребления, длительность, связь с приемом пищи. Важны и особенности распределения общего объема потребления алкоголя среди населения: численность и состав пьющих, непьющих, пьющих умеренно; распределение потребления алкоголя между мужчинами и женщинами, по возрастам и другим социально-демографическим признакам. Поведение при одинаковой степени опьянения и оценки этого поведения также существенно различаются в социокультурных и этнических группах. Все перечисленные характеристики входят в понятие модели алкогольного потребления.

В истории борьбы общества с алкоголизмом можно обнаружить два направления. Во-первых, ограничение доступности спиртных напитков, сокращение их продажи и производства, повышение цен, ужесточение карательных мер за нарушение запретов и ограничений. Во-вторых, усилия, направленные на уменьшение потребности в алкоголе, улучшение социальных и экономических условий жизни, рост общей культуры и духовности, спокойная, взвешенная информация о вреде алкоголя, формирование у населения безалкогольных стереотипов поведения.

История борьбы с алкоголизмом знала и попытки введения на территории некоторых стран «сухого закона» (Англия, США, Финляндия, Россия). Все они не достигли своей цели, потому что наличие алкоголя — не единственная и не главная причина существования алкоголизма. Проблема преодоления пьянства и алкоголизма является сложнейшей, она включает экономический, социальный, культурный, психологический, демографический, юридический и медицинский аспекты. Только с учетом всех этих аспектов, возможно, ее успешное решение.

Алкогольная зависимость формируется постепенно и определяется сложными измерениями, которые происходят в организме пьющего человека. Влечение к спиртному проявляется в поведение человека: повышенная суетливость в подготовке к выпивке, “потирание рук”, эмоциональная приподнятость. Чем больше “алкогольный стаж” тем меньше удовольствия приносит выпивка.

На формирование алкоголизма влияет несколько факторов: наследственные факторы, характер, индивидуальные свойства личности и особенности окружающей среды. К факторам способствующим алкоголизации можно отнести низкий уровень материального положения и образование.

Развитию алкоголизма у подростков способствует ранее приобщение к спиртному и формирование “алкогольного мышления”. В России при обследовании детских садов было установлено, что 30% девочек и 40% мальчиков уже пробовали пиво, а каждая пятая девочка и каждый четвертый мальчик пробовали вино.

Если человек страдает какой-то формой олегофрении, врожденным физическим или психическим заболеванием, то в этом случае алкоголь выступает как компенсирующий фактор, позволяющий якобы сгладить дефекты личности.

Для молодежи алкоголь средство для раскрепощения и преодоления застенчивости, от которой страдают многие подростки.

Алкоголизм — это поступательное заболевание, оно начинается с бытового пьянства и заканчивается на клинической койке. Для пьяницы со стажем, чтобы “поймать кайф” доза спиртного увеличивается в 2-а 3-и раза по сравнению с прежней нормой. В дальнейшем влечение к алкоголю приобретает черты физиологической зависимости, толерантность (переносимость) достигает максимума, страсть к спиртному приобретает патологический характер. В организме человека происходит необратимый процесс, организму необходим спирт для обменных процессов. На последней стадии алкоголизма порог толерантности снижается, человеку достаточно выпить кружку пива для хмеля.

Спиртное становится главным в жизни. Человеку уже все равно, что пить, с кем пить и сколько.

Использованные источники: www.b17.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Препарат для лечения алкоголизма без ведома

  Пагубное влияние алкоголизма

  Кодирование от алкоголизма панов

  Громецин от алкоголизма

Алкоголизм как девиантное поведение

Статистика алкоголизма как девиантного поведения

С древних времен человеку знакомы различные опьяняющие напитки. Они активно использовались во многих странах Европы. Примерно в XVIII веке началось массовое распитие спиртных напитков и в России. А уже в ХХ столетии ситуация усугубилась и превратилась в глобальную проблему человечества – алкоголизм.

Алкоголь быстро проник в жизнь и быт человека, стал неотъемлемой частью важных различных событий, например похоронных ритуалов, праздников, а после и средством ухода от личных проблем.

Сейчас такое положение обходится обществу недешево. По статистике, более половины всех преступлений связанных с отягчающими обстоятельствами, связаны тем, что их совершили люди, находящиеся в состоянии сильного алкогольного опьянения. Около 50% распадающихся, когда-то благополучных, семей тоже связано с пьянством одного из супругов, а нередко и обоих. Сейчас алкоголизм рассматривается как сложное девиантное поведение.

Девиантное – это такое поведение человека, которое нарушает различные социальные нормы.

Причины алкоголизма

Причины алкоголизма могут быть разными.

  • разного рода развлечения,
  • негативное влияние сослуживцев и друзей,
  • обязательное празднование каких-либо дат, календарных праздников,
  • супружеские, семейные проблемы,
  • неприятности на службе, работе.

Мониторинг разных аспектов распития спиртного и его негативных последствий очень непрост. Обычно рассматриваются несколько групп социологических критериев остро стоящей проблемы пьянства и большого ее распространения в государстве:

  1. прежде всего, это динамика использования спиртного на душу населения, а также структура его потребления;
  2. поведение масс, к которому приводит распитие алкоголя;
  3. ущерб, нанесенный обществу страны.

Стоит брать в расчет и еще несколько характеристик – это частота потребления, его продолжительность, связь с употреблением пищи.

Также немаловажны и такие критерии:

  1. количество и состав пьющих по полу и по возрасту, непьющих людей или пьющих в редких случаях;
  2. распределение потребляемого спиртного между полами, по возрасту.

Все перечисленные критерии и характеристики относятся к термину “модель алкогольного потребления”.

Когда именно появился алкоголь, сказать сложно. Однако вполне можно предположить, что он не намного моложе самого человечества.

История борьбы с пьянством в России

Пьянство, конечно, было и остаётся серьёзной проблемой в России.

В истории “войны” с распространением алкоголизма можно выявить такие направления:

  1. уменьшение продажи и производства алкогольных напитков любой крепости, повышение их стоимости, введение наказаний за несоблюдение любых ограничений.
  2. меры, направленные на отказ от употребления алкоголя, повышение нормальных условий жизни населения, введение понятия «окультуривание», уважение духовных ценностей, профилактика вреда алкоголя, широкое распространение такого понятия, как здоровый образ жизни.

В истории борьбы с пьянством известны случаи, когда правительство вводило «сухой закон». Такой закон существовал не только в России, но и в Англии, США, Финляндии. Но нигде не удалось добиться желаемого результата, так как наличие крепких напитков — это не главная причина процветания алкоголизма.

Формирование алкоголизма, как девиантного поведения

У ребёнка формирование хронического алкоголизма происходит в 3–4 раза …

Алкоголизм у человека развивается со временем и характеризуется физиологическими и психологическими изменениями, происходящими в истощающемся организме алкоголика.

Пристрастие человека к бутылке хорошо видно, его выдает суетливое поведение, например, тщательная подготовка к “обильному” застолью, неспокойное ожидание первой рюмки, веселое настроение, полнота положительных эмоций. Но чем больше становится стаж алкоголика, тем меньше ожидаемой эйфории от спиртного он получает.

На формирование и процветание алкоголизма оказывает ряд факторов:

  • наследственный;
  • личный характер;
  • индивидуальные особенности алкоголика;
  • окружающее общество и среда;
  • скудное материальное положение;
  • отсутствие должного образования.

Когда алкоголик имеет диагноз какой-либо формы олигофрении, физическое либо психическое заболевание, имеющееся с рождения, то алкоголь действует как нечто компенсирующее эти дефекты. Поведение таких людей скоро проявляется как девиантное, его тянет на совершение различных «подвигов».

Для подростков алкоголь является средством для освобождения от комплексов.

Алкоголизм – это серьезное заболевание, которое начинается с «бытовухи», а заканчивается на больничной кровати. В организме алкоголика происходят сложные процессы, он уже не представляет свою жизнь без этого зелья. Это становится неотъемлемой частью его жизни. Поэтому алкоголизм уже давно рассматривается как девиантное поведение.

Исправительная система в нашей стране не помогает человеку исправиться, наоборот, в какой-то степени вредит ему. В местах лишения свободы формирование девиантного поведения усиливается и ускоряется.

Детский алкоголизм

Детский алкоголизм остро стоит как проблема во многих странах, потому его необходимо искоренять.

Более половины подростков начинают пробовать алкоголь очень рано. Что ими движет в этом случае? А то, что они хотят быть принятыми в компании, большое желание срочно повзрослеть. Поэтому выпивают для настроения и чтобы сбросить комплексы. Отсюда и берет свое начало девиантное поведение.

К факторам риска раннего распития алкоголя относятся такие, как:

  1. конфликты с родителями;
  2. психические отклонения характера;
  3. алкоголизм в семье;
  4. ранние толчки к развитию девиантного поведения;
  5. инфантильность подростка;
  6. недостаточный интеллектуальный уровень;
  7. низкая успеваемость в школе;
  8. отсутствие семейных ценностей, традиций;
  9. неимение возможности на получение достойного образования.

Мониторинг, проведённый среди школьников, показал, что главный толчок к приобщению к спиртному и началу формирования девиантного поведения дали имеющиеся в семье традиции и обычаи.

Почти 60% юношей и 73% девушек первый раз попробовали спиртное дома во время семейных праздников. К тому же даже те семьи, которые употребляют алкоголь умеренно, расплачиваются умственной или физической ограниченностью своих детей, а далее и внуков.

Если вы заметили неладное, никогда не ругайте за это ребенка и не давите на него, потому как вы только усилите стресс и нарушите детскую психику

Профилактика алкоголизма детей

Работа по предотвращению социальной девиации должна состоять из следующих направлений:

  1. мероприятия, направленные на мотивацию здорового образа жизни;
  2. создание благоприятных условий для нормального развития детей;
  3. ознакомление с показателями психического и физиологического здоровья детей употребляющих спиртное;
  4. своевременное выявление и устранение факторов риска;
  5. совместные беседы с детьми и родителями, желательно с привлечением врачей наркологов;
  6. формирование этики, нравственности подростков, важности своего здоровья;
  7. приобщение к чтению различной литературы о вреде алкоголя;
  8. повышение самооценки;

и многие другие важные и необходимые меры.

В школе такую профилактику необходимо вводить с начальных классов, потому как именно в этом возрасте начинают вырабатываться установки в отношении спиртного.

Использованные источники: alcogolizm.com

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Препарат для лечения алкоголизма без ведома

  Коррекция подросткового алкоголизма

  Наследственные признаки алкоголизма

Алкоголизм как форма девиации (стр. 1 из 11)

2. Девиантное поведение. Основные подходы к объяснению девиантного поведения.

3. Основные причины девиантного поведения

4. Алкоголизм как вид девиантного поведения

5. Социальный контроль над девиантным поведением

7. Список литературы

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории
“норма” (социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. “Социальная норма, — отмечает Я.И.
Гилинский, — определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций”.

Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль “естественного регулятора” общественных и межличностных отношений. Английский мыслитель Клайв С. Льюис склонен видеть в моральных нормах своего рода “инструкции”, “обеспечивающие правильную работу человеческой машины”.

Но в реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не созданы даже на уровне теории другие, проблема формирования, толкования и применения нормы становится чрезвычайно сложным делом. Можно понять полное горечи высказывание А. Солженицына: “Какая это реформа, если результат ее – презрение к труду и отвращение к нему, если труд стал позорным, а жульничество стало доблестным?”. Полемизирующий с А. Солженицыным по ряду вопросов, связанных с оценкой нынешней ситуации в России, Г. Померанц тоже приходит к близкому, по сути, выводу: “Вышла не свобода как в Германии или
Франции, т.е. жизнь по закону, а воля – бандитам убивать, ворам – воровать, интеллигентам – свободно высказывать, что на душе. К сожалению, достаточно духовной силы, чтобы перевесить, переупрямить хаос, не оказалось, не надо ее собирать”.

Конечно, российское общество не может долго оставаться в таком положении. Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.

2. Девиантное поведение. Основные подходы к объяснению девиантного поведения.

Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными.
Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы — в различных видах девиации, девиантного поведения. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.

Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам. В некоторых обществах малейшие отступления от традиции, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения. Так поступали правители древней Спарты в V в. до нашей эры и советские партийные органы в
XX в.

Борьба с девиациями часто перерождалась в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков. Обычно она оказывается нерезультативной: через какое-то время отклонения возрождаются, и в еще более яркой форме. В конце80-х годов советская молодежь подражала западным моделям поведения настолько откровенно, что бороться с этим общество было не в силах.

В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую — одобряются. В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций можно расположить на некотором континууме. На одном его полюсе разместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение: революционеры, террористы, предатели, преступники, вандалы. На другом полюсе расположится группа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, ученые, писатели, художники и политические лидеры, миссионеры, передовики труда.

Если мы проведем статистический подсчет, то окажется, что в нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из этих групп придется примерно по 10—15% общей численности населения. Напротив, 70% населения страны составляют «твердые середняки» — люди с несущественными отклонениями.

Итак, всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется девиантным. Это чрезвычайно широкий класс явлений: от безбилетного проезда до убийства человека. В широком смысле девиант — любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. При такой постановке вопроса следует говорить о формах и размерах отклонения. К. видам (или формам) девиантного поведения относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомосексуализм. В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания. Иначе говоря, не являются противоправными.
Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название — делинквентное (буквально — преступное) поведение. Оба значения — широкое и узкое — одинаково употребляются в социологии.
Каковы же причины девиации? В конце XIX и начале XX в. были распространены биологические и психологические трактовки причин девиации. Итальянский врач
Цезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Он утверждал, что
«криминальный тип» есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли. Теория Ломброзо получила широкое распространение, и некоторые мыслители стали его последователями — они тоже устанавливали связь между девиантным поведением и определенными физическими чертами людей.

Уильям X. Шелдон (1940), известный американский психолог и врач, подчеркивал важность строения тела. Он считал, что у людей определенное строение тела означает присутствие характерных личностных черт. Эндоморфу
(человеку умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом) свойственны общительность, умение ладить с людьми и потворство своим желаниям. Мезоморф (чье тело отличается силой и стройностью) проявляет склонность к беспокойству, он активен и не слишком чувствителен. И, наконец, эктоморф, отличающийся тонкостью и хрупкостью тела, склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью.

Опираясь на исследование поведения двухсот юношей в центре реабилитации, Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиации мезоморфы, хотя они отнюдь не всегда становятся преступниками.

Теория аномалии получает дальнейшее развитие у Р. Мертона. Главной причиной девиации он считает разрыв между целями общества и социально одобряемыми средствами осуществления этих целей. В соответствии с этим он выделяет типы поведения, которые, с его точки зрения, являются вместе с тем типами приспособления к обществу. Мертон показывает это на примере отношения американцев к такой цели, как достижение богатства.

Первый тип поведения — «конформность» — предполагает соответствие и культурным целям, и средствам.

Второй тип девиантного поведения — «инновация» — предполагает согласие с целями, но отрицание социально одобряемых средств их достижения.
Принимая, например, цель достижения богатства, представители низшего класса не могут пользоваться такими средствами достижения, как занятие престижной деятельностью, образование, экономический успех. Отсюда предрасположенность к незаконным способам осуществления цели: рэкету, спекуляции, шантажу, торговле наркотиками.

Третий тип — «ритуализм» — предполагает, наоборот, отрицание целей, но принятие традиционных, одобряемых обществом средств их достижения. Он обычно выражается в снижении уровня притязаний и часто встречается, по мнению Мертона, у представителей низшего слоя среднего класса. Это может служить источником девиантного поведения, например, у бюрократа, абсолютизирующего формальные процедуры.

Четвертый тип — «ретретизм» — предполагает отрицание и цели, и средств. Более всего ретретизм характерен для лиц, оказавшихся вне общества: бродяг, наркоманов, пьяниц и др., которые отказываются от поиска безопасности, престижа, притязаний на достоинство.

Пятый тип — «бунт» — предполагает отчуждение от господствующих целей и стандартов и формирование новых целей и средств.

Известный социальный антрополог Я. Линтон ввел понятия модальной и нормативной личности. В результате сходных процессов социализации (а практически каждое общество и государство много усилий тратят на образование, воспитание и поддержание культурных стандартов жизни своих молодых и зрелых граждан) люди отнюдь не ведут себя как «инкубаторные», хотя могут попадать в сходные обстоятельства и выглядеть, на первый взгляд, похожими.

Использованные источники: mirznanii.com

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Препарат для лечения алкоголизма без ведома

  Коррекция подросткового алкоголизма

  Кодирование от алкоголизма панов

Девиантное поведение наркомания, алкоголизм, проституция, суецид

Главная > Реферат >Социология

Контрольная работу на тему:

«Девиантное поведение :наркомания, алкоголизм, проституция, суецид,»

Выполнила: студендка 3СКСиТ

Основные причины девиантного поведения

Пьянство и алкоголизм

Социальный контроль над девиантным поведением

Девиантное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии Р. Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации, считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер.

Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Возникающее на основе такого свойства разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием расцвета общества, его совершенствования и осуществления социального развития.

Основные виды девиантного поведения

Девиантное поведение подразделяется на две группы

1.Поведение, отклоняющееся от нормы психического здоровья, т.е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии, эту группу составляют лица: астеники, шизойды, эпилептойды и лица с акцентуированным характером.

2.Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляется, в разных формах социальной патологии – пьянство, наркомания, проституция и пр. Это поведение выражается в форме проступков или преступлений.

К основным субъектам девиантного поведения можно отнести лиц, страдающих определенными формами психической патологией и склонных на этой основе к аморальному поведению, попыткам членовредительства и самоубийствам.

Таким образом, психические расстройства проявляются в двух формах:

Акцентуированные характеры, т.е. крайние варианты нормы. Люди с ярко выраженными “тяжелыми” чертами характера часто являются клиентами социально-медицинских и правоохранительных служб.

Психические расстройства в виде акцентуаций возникают у молодых людей по ряду причин:

1.Часто психические расстройства обусловлены тем, что к молодому человеку общество предъявляет завышенные требования. Если на врожденные отклонения в характере накладываются болезненные отрицательные переживания, то формируется комплекс неполноценности, и возникает необходимость в искусственных компенсаторах — алкоголе, наркотиках, агрессивном поведении.

Особенно провоцирует появление ранее скрытой акцентуации или патологии, пубертатный период, т.е. период полового созревания.

2.Сказываются трудности переходного возраста, т.е. переход во “взрослую” жизнь, он сопровождается перестройкой психики. Перестраиваются такие важные процессы как: мышление, ощущения, восприятие, меняется мир иллюзий, чувствования, в полной мере проявляются черты темперамента, способности, задатки.

3.Перестройка “Я-концепции”. “Я-концепция” — это устойчивая и неповторимая система представлений индивида о себе, на основе которой он строит свои отношения с окружением и самим собой.

Отчуждение – проявляется в том, что человек оказавшись в конфликтной ситуации, не может самостоятельно из нее выйти. Что бы уйти от конфликта он должен разорвать связь между своим “я” и травмирующей средой. Этот разрыв создает дистанцию между человеком и окружением, а позднее она перерастает в отчуждение.

Деперсонализация – имеет место, когда отчуждается само “я”, утрачивается ощущение собственного тела, теряет смысл любая деятельность, притупляются эмоции, безразличие берет верх во всем.

Депрессия – состояние аффекта с отрицательной окраской. Под депрессией понимают сильную тоску, сопровождаемую отчаянием и кризисом духа. В состоянии депрессии время как бы замедляется, наступает быстрая утомляемость, снижается работоспособность. Приходят мысли о собственной ничтожности, возможны попытки самоубийства. Депрессия может протекать в различных формах:

Локус контроль – человек приписывает себе или другим ответственность за важнейшие события или наоборот, человек считает, что его жизнь зависит от внешних сил. Отсюда чувство бессилия и безнадежности. При тяжелых формах депрессии мнимое чувство вины, стрессовые ситуации в результате потери близких людей, критика со стороны авторитетных лиц может привести к суицидальным попыткам;

Бред физического недостатка, который возникает в период полового созревания преимущественно у девочек. Эти переживания, как правило, связаны с внешностью и широко варьируются от веснушек до полноты или худобы ног, талии и пр. Иногда недовольство своим телом достигает уровня паранойи, и молодые люди становятся озлобленными и несчастными.

Синдром философской интоксикации. Интерес молодых к проблемам бытия – явление вполне нормальное. Однако у части молодых людей этот интерес принимает уродливые формы: изобретаются всеобщие законы мировоздания, вынашиваются планы переустройства мира. Часто их увлекают такие таинственные науки, как парапсихология, оккультные науки, а так же контакты с НЛО.

Учебные неврозы или фобии проявляются в упорном нежелании посещать школу, колледж, институт. Невроз выражается в конфликтных отношениях с преподавателями и одноклассниками, в нежелание вникать в отдельные учебные предметы или все предметы сразу. Особенно часто неврозами страдают школьники. Беда нашей школы в том, что подчас в ней насаждаются порядки казармы, а учителя выполняют в ней функцию надзирателей.

Трудность распознания юношеских патологий заключается в их скрытом проявлении и в большинстве своем касаются нормальных молодых людей. Психология нужна всем, чтобы вовремя заметить негативные черты характера и отреагировать на них педагогическими методами.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

1)Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; безработица, инфляция, коррупция и т.д.

2)Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, “продажной любви”, взрыве насилия и правонарушениях.

3)Окружающая среда, которая нейтрально-благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей.

Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.

Наркотики известны человечеству с незапамятных времен. Древние источники свидетельствуют о том, что наркотики употреблялись в Месопотамии, Египте, Индии, Китае за полторы тысячи лет до нашей эры. Первыми наркотиками были продукты опиумного мака и индийской конопли. Употребление наркотиков, по общему правилу, было уделом “низших слоев”.

Разновидностью наркомании является токсикомания. К распространенным наркотическим веществам относятся:

1.Морфий и героин – алколойды опиума;

2.Снотворные средства, включающие так называемые барбитураты;

3.Гашиш (анаша, план, марихуана);

4.Стимулирующие средства, обладающие эффектом возбуждения нервной системы.

5.Кокаин – алколойд растения кока.

Наркомания – это заболевание, которое выражается в физической или психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечение к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психологическому истощению.

Наркомания имеет социальные последствия. Для преступных элементов это легкий путь добывания денег. Злоупотребление наркотиками ведет к росту смертности, особенно среди молодежи и развитию целого “букета” соматических и психических заболеваний.

На почве наркомании совершаются преступления, так как в состоянии “ломки” наркоман способен на любое преступление. Приобретение наркотиков становится фоном для совершения ряда преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Наркомания отрицательно влияет на потомство. Дети рождаются с серьезными физическими и психологическими отклонениями, что в свою очередь ведет к распаду семьи. Наркоман деградирует как личность, так как рабская зависимость от наркотиков заставляет его совершать аморальные поступки.

Одной из психологических субъективных причин наркомании является неудовлетворенность жизнью в связи с самыми различными обстоятельствами: личными трудностями, недостатками социально-культурной сферы, неустроенный досуг, социальная несправедливость, неустроенность быта, неудачами в учебе или на работе, разочарование в людях.

Значительное место в этнологии причин наркомании занимает личность наркомана. Имеются в виду демографические, возрастные и социально-медицинские аспекты. Среди наркоманов преобладают мужчины. Другое важное обстоятельство – то, что этим недугом поражена, главным образом, молодежь.

Мотивы наркомании и токсикомании:

-Удовлетворение любопытства относительно действия наркотического вещества;

-Испытание чувства принадлежности с целью быть принятым определенной группой;

-Выражение независимости, а иногда враждебного настроения по отношению к окружающим;

-Познание приносящего удовольствие нового, волнующего или таящего опасность опыта;

-Достижение “ясности мышления” или “творческого вдохновения”;

-Достижение чувства полного расслабления;

-Уход от чего-то гнетущего.

Питательной почвой для наркомании является микросреда. Большое значение играет семья, уличное окружение. Появление хотя бы одного наркомана во дворе, на улице, в школе на работе, пагубно влияет на окружающих. Первоначально наркотики дают как угощение, бесплатно, потом в долг, затем требуют деньги.

Токсикомания – заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, т.е. таблеток транквилизаторов, кофеина, полученного от крепкого чая – чигиря, вдыханием ароматических веществ бытовой химии. В состоянии опьянения кроме эйфории возникают зрительные галюцинации.

Использованные источники: works.doklad.ru