Профессор осипов об алкоголизме

«ГРЕХ – НЕ ВИНОПИТИЕ, А ПЬЯНСТВО»

Беседа о трезвости с профессором Московской Духовной академии и семинарии, доктором богословия А. И. Осиповым

Ныне как никогда остро стоит вопрос о спасении нашей страны от алкогольного геноцида. В начале XX века в России было около 1700 православных обществ трезвости. Многие наши соотечественники сегодня тоже хотят послужить примером совершенного воздержания для погибающих братьев и сестёр.

В конце июля в Подмосковье по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия состоялась традиционная летняя встреча православных трезвенников. Перед собравшимися выступил Алексей Ильич Осипов, профессор богословия, преподаватель МДА. В своём выступлении он рассказал о трудностях духовной жизни современного христианина, о молитве, таинствах, воздержании. Более двух часов продолжалось общение, в ходе которого известный богослов ответил на ряд вопросов.

– Можно ли рекомендовать полное воздержание от винопития самому себе ради спасения ближних, тех, которые рядом погибают?

– В отношении обетов нужен индивидуальный подход, не всё так просто. Не надо спешить с обетами. Лучше не обет давать, а просто прекратить употреблять. Потому что, не дай Бог, сорвётся человек. Связать себя можно лишь в том случае, когда видишь: «Всё, я далеко зашёл. Пью». Вот тут, возможно, и надо.

Хорошо посоветоваться с людьми разумными. И обет давать в присутствии свидетелей. Свидетели – это очень и очень важно. Обет должен быть обетом от всей души. Потому что это ужасно, когда человек колеблется туда и сюда. Недавно я читал книгу о святом Варсонофии Великом. Ему один старый отшельник задаёт вопрос: «Отче, я вот употребляю вино. Благослови, может, мне больше не надо?» Ответ Варсонофия Великого: «Нет, употребляй, но очень умеренно».

– Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит о том, что воздержание от вина – это благочестивый навык. «Все ухмеляющие напитки, как лишающие ум трезвости и тем лишающие победы в мысленной брани, должны быть изгнаны из среды христиан». Самоубийство – так называет святой этот навык, погубляющий душу и тело. Вы процитировали Варсонофия Великого, который высказал в некоторой степени положительное утверждение относительно употребления вина. Чем бы вы могли объяснить это различие? Я думал, что русские святые, как живущие на Севере, более тверды в этом вопросе. Но оказалось, что зачинателями в проповеди совершенной трезвости были, начиная с апостола Марка, святые отцы – и южные, и египетские, и живущие на Востоке, где виноград повсеместно употребляется.

– Я очень рад, что вы обращаетесь к святым отцам и даже цитируете их. Чтобы понять, почему такое разногласие между отцами, нужно знать, кому они писали. Обычно – конкретным людям, с учётом их уровня духовной жизни и условий, в которых те находились. Отсюда и различие в советах. Для кого-то, правильно, лучше совсем не касаться вина, а для кого-то – нет. Нужно помнить, что крайние позиции пригодны только малому количеству людей. Подвиги без рассуждения могут привести к крайне печальным духовным последствиям. Но рассуждать нужно не от своего глупого ума. Под рассуждением святые отцы подразумевают богомыслие, основанное на Священном Писании и учении святых отцов.

– Апостол Павел говорит: «Лучше не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14, 21). Мне приходится сталкиваться с ситуацией, когда страждущий, слыша слова о том, что он гибнет, отвечает: «Все вокруг так живут». Является ли уклонением от царского пути ситуация, когда человек начинает воздерживаться ради погибающего брата?

– Это хороший пример того, как мы должны свидетельствовать о своей вере перед людьми. Господь говорит: «Тако да просветится свет ваш пред человеки. » (Мф. 5, 16). Если вы по разуму и совести видите, что лучше всего вообще не прикасаться к спиртному, то так и надо. Но вы можете оказаться и в другой ситуации, когда вам налили рюмку и вы эту рюмку целый обед пьёте. Все же всё равно видят, что это воздержание. Часто бывает, что, когда человек говорит: «Совсем не пью», люди не верят. Но если у него налита рюмка и он понемногу пьёт, все говорят: «Вот батюшка правильный». Пример того, КАК надо пить: рюмку выпил за весь обед, а не так, как мы – стаканами. Пример полного непития может быть убедительным для очень немногих, а воздержанное питие – для очень многих.

– Я, трудясь старостой на приходе, часто был свидетелем ситуации, когда в церковный праздник накрывался стол, батюшка старался придерживаться той позиции, о которой вы говорили. Но для большинства прихожан пример такого «воздержания» священника являлся соблазном. Они, упражняя себя в воздержании Великим постом, «чокнувшись» с батюшкой за пасхальным столом, потом продолжали питие. Мы разговаривали об этом с батюшкой, и он в конце концов склонился к тому, чтобы праздники проводить без вина. Именно из-за немощных ближних. Возможно ли человеку брать на себя обязательства полного воздержания, чтобы не послужить соблазном?

– Возможно. Дерево познаётся по плодам, и если что-то приносит хороший плод, следовательно, этим путём и надо идти. Мы не связаны. Мы ищем, где лучше и как лучше. Помните, как апостол писал: «С иудеями, как иудей, с язычниками – как язычник». Нужно смотреть, как полезно.

– Вы упомянули 51-е и 53-е апостольские правила. Часто в разговоре с духовенством, когда говоришь о возможности полного воздержания от алкоголя, чтобы не послужить соблазном ближнему, можно услышать в ответ, что «гнушающийся да извержен будет». Когда я почитал толкования этих правил, то я узнал, что там говорится, что извержется гнушающийся вина «не воздержания ради». Т. е., в принципе, как воздержание, как упражнение в воздержании, неупотребление вина возможно. Как в этом случае можно словесно выразить причину воздержания?

– Я думаю, что так просто и нужно сказать: «Я воздерживаюсь не по гнушению, а по пастырским причинам». В связи с вашим вопросом мне хотелось бы сказать, как у нас в Церкви развивается пьянство. И в этом очень часто повинны мы сами. Первое. Запивочки с вином рассматривают прямо как второе «таинство» после Евхаристии. Уже идут, скрестив руки, к запивочке! Я говорю об очень многих храмах. Этой запивочкой мы приучаем многих с самого детского возраста к алкоголю. Сколько раз мне приходилось быть в Греции, на Кипре. Каждый после причастия получает кусочек просфоры и становится на своё место. А у нас в некоторых храмах – толпа после причастия. Передают чашки, льют, отходят – целый базар. И приучаем к нарушению атмосферы благочестия, которая должна быть в храме. Затем, на Евхаристии что делается порой! Вливают столько вина, что потом эти бедные диаконы или священник. Им же прямо ложиться надо, когда чаша двух-, трёх-, пятилитровая, соборная. Неужели нельзя наоборот – немного вина, а много теплоты? Кто определил эти пропорции? Боюсь, что это наш русский менталитет. Это я не просто говорю – мне же жалуются. Вопрос очень важный, который надо решать на уровне епархий, причём с серьёзными указаниями, в какой пропорции смешивается вино и теплота. Вино нужно довести до минимума.

– В своей семье я никогда не встречался с проблемой пьянства. И когда стал священником, первое время с неприятием относился к пьющим людям. Но наступил момент, когда одна из наших прихожанок рассказала, что сын её – наркоман. И в этом 20-летнем парне я вдруг увидел не мальчиша-плохиша, которого мы воспитывали, а жертву за грехи, за жизнь без Бога в семье и в народе. В перечень шагов, с которых начинается духовная жизнь, не вставить ли ещё один – чувство вины за то, что происходит в нашей стране, с нашей молодёжью, за то, что этот парень пришёл ко мне и я ничем не смог ему помочь. Легче всего сказать, что виновато государство. Может быть, долг священников увидеть СВОЮ вину?

– Само понятие вины имеет две стороны. Одна сторона заключается в том, что все мы вместе представляем один живой организм. Недаром апостол Павел сказал, что Церковь есть Тело Христово. И в этом смысле мы связаны друг с другом. Каждый наш дурной поступок мыслью, словом, делом отражается на всех. Вот почему так важна духовная жизнь каждого человека. Другое дело виновность. Когда я обманул кого-то – я согрешил, я виновен. И я в этом каюсь. Каяться же за грехи других людей не нужно. У пророка Иезекииля это выражено так: не отвечает отец за сына и сын за отца, но каждый отвечает за свои деяния. Я пил на глазах у сына и тем самым соблазнил его. Я виновен. Каяться за пьянку сына я не могу – в этом он сам должен покаяться, а я каюсь за тот соблазн, из-за которого сын стал пить.

– Вы определили понятие трезвения и что трезвость является частичкой этого понятия. Но может, стоит сказать, что без этой малой части целого не будет? И тогда уже полный отказ от винопития, как это сделал Иоанн Креститель?

– Избавь Бог, если мы какую-то частицу сделаем главной. Нравственность и духовность – совершенно разные вещи, хотя они и связаны. Я могу быть нравственно безупречным человеком, но в то же время быть гордым, тщеславным, жадным – никто не видит, что внутри меня. Я могу быть святым сатаной. «Воздаяние бывает, – цитирую вам Исаака Сирина, – не добродетели и не труду ради неё». Трезвость должна быть одним из элементов. Ещё раз скажу вам парадоксальную вещь, которую вы не встретите ни в одной религии. Первым в рай вошёл негодяй, разбойник. Почему покаялся, почему смирился? Разве не понятно? А фарисеи – священники, богословы – осудили Христа на смерть. Кто они были? Праведники по закону. Самое главное – это смириться, увидеть, кто я есть на самом деле. Очень легко при внешнем исполнении всех норм возомнить о себе. Пьянство – грех, но нельзя считать, что если я не пью, то уже стал святым, ничего подобного! Наша основная задача – принять решение жить по заповедям Божиим и каяться. Пример для нас – святой праведный Иоанн Кронштадтский. Как он пишет, «опять я сегодня осудил», «опять я сегодня разгневался, Господи, прости!». Тут же кается! Вот образ духовной жизни, великое научение для нас: нужно тут же каяться, а не ждать, когда я потом целый ворох батюшке вылью. Вы поняли? Трезвость – необходима, пьянство – это грех. С ним нужно бороться и каяться, но не это глава угла.

– Я процитирую «Примеры из пролога и патериков»: «В 20 милях от Александрии есть Лавра, называемая Каламон. Там подвизался авва Фёдор. Однажды его спросили: “Хорошо ли, отче, если к нам придёт кто-то и мы стали бы пить вино?” “Нет”, – отвечает. “А почему же разрешали древние отцы?” – “Древние отцы были велики и сильны. Они могли разрешать и опять запрещать. А если мы разрешим, то уже не выдержим строгого подвижничества». Святитель Игнатий (Брянчанинов) по поводу вина имел совершенно чёткую позицию. Он видел реальную ситуацию в России и говорил, что в данной ситуации нельзя быть умеренным. Итак, всем ли нужна мера или где-то нужна чёткая, твёрдая позиция?

– Грехом является не винопитие, а пьянство. Об этом говорят Библия и святые отцы. И это не вызывает ни у кого сомнения. Немножко выпить вина не значит «немножко согрешить». В отношении меры есть мысль, которая сегодня как никогда нам важна. Чем характеризуется католицизм? Папа сказал – вопрос закрыт. Чем характеризуется протестантизм? Каждый сам понимает Священное Писание. И католики, и протестанты – с высоко поднятой Библией. Чем же мы от них отличаемся? Не сам я толкую Писание, только согласное учение отцов в каком-то вопросе является для меня критерием истинности.

– Алексей Ильич, у меня двое детей. Как их воспитать в трезвости? В нашей семье дети никогда не видели дома вина. Но если вдруг они увидят, что на Новый год папа поднимает бокал шампанского, то у них сломается некий барьер и объяснить им необходимость трезвости будет сложно.

– И ни в коем случае не ломайте этот барьер! Вам обязательно нужно воспитать их христианами, чтобы потом, оказавшись перед лицом соблазнов, у них был иммунитет, который бы никогда не позволил споткнуться на пути. Слава Богу, что в вашей семье так, но таких семей очень немного, к сожалению.

– А другие спиртные напитки можно употреблять? Кто-то любит водку, кто-то пиво и т. д., по принципу: «аще что и смертное испиют, не вредит им».

– Избави Бог! Они одним миром мазаны – и пиво, и водка.

– Но вином гнушаться нельзя.

– Одно дело гнушаться, другое – воздерживаться. Это разные вещи. Вино, мясо являются творениями Божиими. Гнушаться творением Божиим грешно. Но рассматривать – одно полезно, а другое вредно – это моя обязанность. Гнушение – это чувство презрения к чему-либо. Не думаю, что к спиртным напиткам стоит относиться с омерзением. Это вещи, которые вредны нам.

– Есть слова Священного Писания: «Вино веселит сердце человека». Какие ещё плюсы есть в употреблении вина?

– Об этих плюсах пишет святитель Иоанн Златоуст. Он пишет, что разумное употребление вина даёт здравие человеку. Даже яд змеи может быть лекарством. Но при каких условиях? МИКРОСКОПИЧЕСКИЕ ДОЗЫ. То же самое касается и вина.

Использованные источники: www.rusvera.mrezha.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Препарат для лечения алкоголизма без ведома

  Коррекция подросткового алкоголизма

  Пагубное влияние алкоголизма

  Кодирование от алкоголизма панов

О духовной жизни и о пьянстве — Осипов А. И.

О духовной жизни и о пьянстве — Осипов А. И.

Скачать — О духовной жизни и о пьянстве — Осипов А. И.

Елена Аксенова

💬 Комментарии к видео

Серафим Саровский велел даже посуды винной дома не держать. В.Г. Жданов человек от Бога его слушайте о пьянстве. Осипов А.И. так же прав, но это не его сфера рассуждения.

Спасибо, Елена, что такую лекцию я увидела, так много про светилось для меня, отличная лекция

Уважаемый Алексей Ильич! Сердечно благодарю Вас за вразумления. Помоги Господи Вам! Хорошо, что Вы есть у нас

Думаю, Алексей Ильич очень далек от этой темы. У него нет оыта в этой сфере. Пьянство — та же страсть. Как же можно руку протягивать демону-мучителю. Притом «пьяница Царства Небесного не наследует». И если южные народы, там, где растет виноград, не склонны к алкоголизму. То северные народы сплошь спиваются, притом очень быстро. А если не встать на путь полного воздержания, то ничего не получится. У нас хронический алкоголизм практически национальная болезнь ( +социальные условия способствуют). О какой духовной жизни может идти речь, если человек алкоголик?

в том то и дело, что если человек обретет истинный смысл жизни, ему незачем будет пить. А трезвенники борятся не с причиной, а с последствиями, и рискуют поменять шило на мыло.

правильно говорит, борьба и ещё раз борьба . попробуй выпивать и не напиваться ..хотя бы раз в неделю, потом раз в месяц Вот это тренировка!, это не так просто, как кажется! если научиться, и другие страсти победить возможно со временем. Великий человек профессор просто кладезь для меня грешного

Гогда пьянице запрещают пить, он в последствии сорвется и будет пить как после великой жажды.Пока не убьёт себя.А родственники укоряя его, тем самым будут подливать смерть в его стакан. В православии мудрые святые говорят есть можно но не объедаться и пить можно но не напиваться. Грех это непотребство и излишество. И пьница тогда с Помощью Иисуса Христа сам меру свою установит а в далнейшем и вовсе откажется пить. Всем вам мудрости и счастья! ( пьяница!)😄

Всё правильно . а люди которые спорят и не согласны с профессором, просто не знают духовных законов, не знают отцов, не знают писания. А зато знают, где у них своё великое мнение))))просто не то чтобы смешно, а даже очень дурновато!да че там профессор, спорьте уж со Святыми, и будет вам радость(

Лукавый профессор. Открыто призывает полностью не отказываться от бухла, памятуя о том что это наркотик. А принцип употребления наркотика, с каждой дозой требуется всё больше и больше и не у каждого хватает сил отказаться — их мы называем алкоголиками, а не наркоманами. Почему?
Да по тому, что это больно стукнет по карману алкогольной мафии. Статус алкоголика выше чем у наркомана, хотя разницы, между ними, никакой. Оба они нуждаются в лечении, по окончании которого уж лучше больше не прикасаться им к предмету вожделения, так как нет у них сил сопротивляться бесам, так и не пускайте их в дом свой, коли потом нет сил их выгнать. И наивно думать, что эти силы можно развить это дар природы, или они есть и ты культурный пьяница или их нет и ты горький пьяница, т.е алкаш.

что тут отличного? он предлает пить обьедаться, по — моему Алексей Ильич начал играть за другую команду! Давайте теперь еще наркоты чутка, умеренно, под присмотром родителей! Я очень сильно в Вас разочаровался проффессор

Я впервые разочаровалась в Осипове! Никогда не пила алкоголь и не хотела пить и не пью. Никогда не сяду за стол с алкашами. Получается я ненормальная. Считаю, что столько всего прекрасного в мире есть! Ни 1 минуты не потратила бы на алкоголь. Это низко как и наркотики. Р.S. Можете меня считать превозносящейся, гордой!

спасибо очень много нового узнала буду пытаться начинать с малого, но очень сложная работа предстоит безмерно.

Алексей Ильич, Вам Бог дал Мудрость, можно сравнить с Соломоновой! В наше время Вам нет равных. . . Не примите за лесть, примите за понимание! 👏

Слава Богу не оставил нас ГОСПОДЬ Здоровья и долголетия Вам Алексей Ильич Вот бы нам такие проповеди в девяностые НЕ попались бы многие на удочки сектантам

Свободный выбор. есть люди не пьющие, а сами черти чертями.

«Весь смысл жизни только в том, чтобы любить Бога, любить ближнего и чтобы все творилось только во имя любви. » (св. митрополит Сурожский Антоний).

Все живём по страстям.Держаться в разумных пределах не у всех, и не всегда получается.Судить легко, а помочь нет желания у так называемых ´´праведников´´.Бороться в одиночку с этим бесом тяжело.Он хитрый и ´´-умеет ждать´´, но необходимо СЕГОДНЯ быть трезвым.И так каждый день.Братья помогайте друг другу.А не судите, и не злорадствуйте.Когда солдат поднимается в атаку, многое меняется в душе, и вот тогда Господь видит ВСЁ.А Родину и пьяницы защищали, а трезвенники в заград отрядах сидели.И такое Было.Не судите, а немощи немощных носите, в том и проявите Любовь и Веру.Спаси ХРИСТОС.

«Пьянству- бой!» — сказало государство, и завалило все прилавки бухлом!
«Пьяницы- гады!» — сказало государство, заразив трезвенников лютой ненавистью к зависимым от алкоголя.
А не кажется ли вам, что алкоголики неосознанно хотят слиться с Богом, как новорождённые дети?
Мертвецки пьяный человек- не обижается, не злиться, не мстит, не гордится, не хвалится, не огрызается.. Вы можете отвесить ему пинка, и он безо всякой обиды, подставит вторую ягодицу, вы можете хаять всех его родных, и всё что ему свято, поливать его матершиной, обвинять его во всех смертных грехах, а он даже не обидится и не насупится, и не будет навешивать на вас оценочные ярлыки.

Воистину- святой человек! Даже религиозные и набожные люди с ним не сравнятся.
Другое дело, что пьяница искусственно достигает этого состояния, вредя своему телу, и протаскивая свою душу от рая, до ада и обратно.
Ведь тонкие тела человека живут в тонких мирах, и перемещаются по духовным частотам и взаимодействуют с их обитателями, но вы видите только поведение его туловища..

Нет никакой разницы, между пристрастиями. Сладкоежка- такой же наркоман, как и пьяница. Человеческий мозг- он вообще наркоман. Не обязательно быть кофеманом и глотать стимуляторы внутрь. Если человек привык злиться, то это тоже пристрастие, хотя он не глотает веществ извне.

Пьяниц и наркоманов принято ненавидеть. И трезвенники, пожирающие чай, кофе, сахар, действительно ненавидят пьяных. Это очень удобно! «Вот кто- плохой! Пьяница плохой! А я то вон какой хороший!»

Скажите спасибо пьяницам! Скажите спасибо бездомным! Если бы не они, то относительно кого вы мерили бы степень своей «хорошести» . Они являются точкой опоры.
Ведь если вы начнёте сравнивать себя не с пьяницей, а со святым отцом, то вы чувствуете себя ниже него.. А за счёт пьяниц вы чувствуете своё превосходство.

Ведь если вы такой как все, то вы вроде бы как и «никакой». А на фоне пьяниц- вы становитесь почти святыми и непорочными!

Пьяница- это путешественник по разным духовным мирам. Пока туловище пьянствует, его душа попадает в разные вибрационные миры. То пьяница радуется, любит весь мир, готов всех расцеловать, и прощает врагов, то становится обидчивым, озлобленным и агрессивным. Искусственно смещая свои вибрационные настройки тонких тел, пьянчужка смещает их то в рай, то в ад.

Использованные источники: imperiya.by

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Препарат для лечения алкоголизма без ведома

  Пагубное влияние алкоголизма

  Наследственные признаки алкоголизма

Профессор а и осипов об алкоголе церкви видео смотреть онлайн

Смотреть видео онлайн:

Лайки: 64 Просмотры: 3590 Время: 0:12:49 Дата: 2017-07-20 Качество: hd Формат: 2d

Скачать видео Профессор а и осипов об алкоголе церкви

Чтобы скачать видео, нажмите на кнопку ниже и выберите из представленных ссылок нужный вам формат.

Профессор Московской Духовной Академии Осипов Алексей Ильич рассказывает о проблемах, связанных с отношением к вину (кагору) и использованием алкоголя в богослужениях Русской Православной Церкви.

Использованные источники: medrank.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Препарат для лечения алкоголизма без ведома

  Коррекция подросткового алкоголизма

  Кодирование от алкоголизма панов

Елицы

Заказать молебен 5-ти Святым и Святыням, кому традиционно обращаются на начало нового Учебного года об Успехах в обучении и Прибавлении ума.

Как помочь людям, страдающим алкоголизмом, если сами они не стремятся к исцелению?

Вопрос: «Как помочь людям, страдающим алкоголизмом? Как близкие родственники могут поддержать его, если он сам не хочет исцелиться?»

Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:

– Если человек сам хочет исцелиться, то это немного проще. Если он действительно хочет, но не может. Сейчас есть и некоторые медицинские средства, к которым надо прибегать и не бояться их использовать. Правда, многие вздрагивают, когда произносят страшное слово: кодировать. Но вздрагивают, потому что слово «кодирование» у нас часто ассоциируется с некой магией.

Но это не так – есть чисто физиологические явления. И у меня есть знакомые, которые таким образом все-таки постепенно исцелились. А кто-то – срывается, но срывается человек слабохарактерный. Поэтому здесь много значит психологическая помощь, сопряженная с физической. Нужно – и то, и другое. Глядишь, может быть, человек и сумеет постепенно отойти от этого дела. Надо сказать, что это очень трудное дело, но, если хочешь – исцелиться можно. Но и помогать надо!

Использованные источники: elitsy.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Препарат для лечения алкоголизма без ведома

  Коррекция подросткового алкоголизма

  Пагубное влияние алкоголизма

  Кодирование от алкоголизма панов

Рубрика «Осипов Алексей Ильич, проф.»

Собрание бесед профессора Осипова А.И. на тему воспитания детей.

Алексей Ильич Осипов — профессор Московской Духовной Академии, преподаватель и яркий специалист в области Основного богословия (апологетики). Его лекции и беседы отличаются понятным языком, тонким юмором и доступностью для широкой аудитории. Профессор Осипов активно выступает с докладами и лекциями в России и за рубежом, на радио и телевидении, выпускает десятки тысяч аудио и видео дисков.

Алексей Ильич Осипов Родился в городе Белёве Тульской области в семье служащих. С 1965 года — преподаватель основного богословия в Московской духовной академии, с 1969 года — доцент, с 1975 года — профессор. В 1985 году присвоена учёная степень доктора богословия honoris causa. С 2004 года — заслуженный профессор Московской духовной академии. Читает лекции по основному богословию на пятом курсе семинарии и первом курсе академии. Интересы — основное богословие (апологетика), западные исповедания. Много выступает в различных аудиториях и на радио «Радонеж» с лекциями и беседами.

Использованные источники: azbyka.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Препарат для лечения алкоголизма без ведома

  Пагубное влияние алкоголизма

  Кодирование от алкоголизма панов

  Наследственные признаки алкоголизма

«ГРЕХ – НЕ ВИНОПИТИЕ, А ПЬЯНСТВО»

Беседа о трезвости с профессором Московской Духовной академии и семинарии, доктором богословия А. И. Осиповым

Ныне как никогда остро стоит вопрос о спасении нашей страны от алкогольного геноцида. В начале XX века в России было около 1700 православных обществ трезвости. Многие наши соотечественники сегодня тоже хотят послужить примером совершенного воздержания для погибающих братьев и сестёр.

В конце июля в Подмосковье по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия состоялась традиционная летняя встреча православных трезвенников. Перед собравшимися выступил Алексей Ильич Осипов, профессор богословия, преподаватель МДА. В своём выступлении он рассказал о трудностях духовной жизни современного христианина, о молитве, таинствах, воздержании. Более двух часов продолжалось общение, в ходе которого известный богослов ответил на ряд вопросов.

– Можно ли рекомендовать полное воздержание от винопития самому себе ради спасения ближних, тех, которые рядом погибают?

– В отношении обетов нужен индивидуальный подход, не всё так просто. Не надо спешить с обетами. Лучше не обет давать, а просто прекратить употреблять. Потому что, не дай Бог, сорвётся человек. Связать себя можно лишь в том случае, когда видишь: «Всё, я далеко зашёл. Пью». Вот тут, возможно, и надо.

Хорошо посоветоваться с людьми разумными. И обет давать в присутствии свидетелей. Свидетели – это очень и очень важно. Обет должен быть обетом от всей души. Потому что это ужасно, когда человек колеблется туда и сюда. Недавно я читал книгу о святом Варсонофии Великом. Ему один старый отшельник задаёт вопрос: «Отче, я вот употребляю вино. Благослови, может, мне больше не надо?» Ответ Варсонофия Великого: «Нет, употребляй, но очень умеренно».

– Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит о том, что воздержание от вина – это благочестивый навык. «Все ухмеляющие напитки, как лишающие ум трезвости и тем лишающие победы в мысленной брани, должны быть изгнаны из среды христиан». Самоубийство – так называет святой этот навык, погубляющий душу и тело. Вы процитировали Варсонофия Великого, который высказал в некоторой степени положительное утверждение относительно употребления вина. Чем бы вы могли объяснить это различие? Я думал, что русские святые, как живущие на Севере, более тверды в этом вопросе. Но оказалось, что зачинателями в проповеди совершенной трезвости были, начиная с апостола Марка, святые отцы – и южные, и египетские, и живущие на Востоке, где виноград повсеместно употребляется.

– Я очень рад, что вы обращаетесь к святым отцам и даже цитируете их. Чтобы понять, почему такое разногласие между отцами, нужно знать, кому они писали. Обычно – конкретным людям, с учётом их уровня духовной жизни и условий, в которых те находились. Отсюда и различие в советах. Для кого-то, правильно, лучше совсем не касаться вина, а для кого-то – нет. Нужно помнить, что крайние позиции пригодны только малому количеству людей. Подвиги без рассуждения могут привести к крайне печальным духовным последствиям. Но рассуждать нужно не от своего глупого ума. Под рассуждением святые отцы подразумевают богомыслие, основанное на Священном Писании и учении святых отцов.

– Апостол Павел говорит: «Лучше не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14, 21). Мне приходится сталкиваться с ситуацией, когда страждущий, слыша слова о том, что он гибнет, отвечает: «Все вокруг так живут». Является ли уклонением от царского пути ситуация, когда человек начинает воздерживаться ради погибающего брата?

– Это хороший пример того, как мы должны свидетельствовать о своей вере перед людьми. Господь говорит: «Тако да просветится свет ваш пред человеки. » (Мф. 5, 16). Если вы по разуму и совести видите, что лучше всего вообще не прикасаться к спиртному, то так и надо. Но вы можете оказаться и в другой ситуации, когда вам налили рюмку и вы эту рюмку целый обед пьёте. Все же всё равно видят, что это воздержание. Часто бывает, что, когда человек говорит: «Совсем не пью», люди не верят. Но если у него налита рюмка и он понемногу пьёт, все говорят: «Вот батюшка правильный». Пример того, КАК надо пить: рюмку выпил за весь обед, а не так, как мы – стаканами. Пример полного непития может быть убедительным для очень немногих, а воздержанное питие – для очень многих.

– Я, трудясь старостой на приходе, часто был свидетелем ситуации, когда в церковный праздник накрывался стол, батюшка старался придерживаться той позиции, о которой вы говорили. Но для большинства прихожан пример такого «воздержания» священника являлся соблазном. Они, упражняя себя в воздержании Великим постом, «чокнувшись» с батюшкой за пасхальным столом, потом продолжали питие. Мы разговаривали об этом с батюшкой, и он в конце концов склонился к тому, чтобы праздники проводить без вина. Именно из-за немощных ближних. Возможно ли человеку брать на себя обязательства полного воздержания, чтобы не послужить соблазном?

– Возможно. Дерево познаётся по плодам, и если что-то приносит хороший плод, следовательно, этим путём и надо идти. Мы не связаны. Мы ищем, где лучше и как лучше. Помните, как апостол писал: «С иудеями, как иудей, с язычниками – как язычник». Нужно смотреть, как полезно.

– Вы упомянули 51-е и 53-е апостольские правила. Часто в разговоре с духовенством, когда говоришь о возможности полного воздержания от алкоголя, чтобы не послужить соблазном ближнему, можно услышать в ответ, что «гнушающийся да извержен будет». Когда я почитал толкования этих правил, то я узнал, что там говорится, что извержется гнушающийся вина «не воздержания ради». Т. е., в принципе, как воздержание, как упражнение в воздержании, неупотребление вина возможно. Как в этом случае можно словесно выразить причину воздержания?

– Я думаю, что так просто и нужно сказать: «Я воздерживаюсь не по гнушению, а по пастырским причинам». В связи с вашим вопросом мне хотелось бы сказать, как у нас в Церкви развивается пьянство. И в этом очень часто повинны мы сами. Первое. Запивочки с вином рассматривают прямо как второе «таинство» после Евхаристии. Уже идут, скрестив руки, к запивочке! Я говорю об очень многих храмах. Этой запивочкой мы приучаем многих с самого детского возраста к алкоголю. Сколько раз мне приходилось быть в Греции, на Кипре. Каждый после причастия получает кусочек просфоры и становится на своё место. А у нас в некоторых храмах – толпа после причастия. Передают чашки, льют, отходят – целый базар. И приучаем к нарушению атмосферы благочестия, которая должна быть в храме. Затем, на Евхаристии что делается порой! Вливают столько вина, что потом эти бедные диаконы или священник. Им же прямо ложиться надо, когда чаша двух-, трёх-, пятилитровая, соборная. Неужели нельзя наоборот – немного вина, а много теплоты? Кто определил эти пропорции? Боюсь, что это наш русский менталитет. Это я не просто говорю – мне же жалуются. Вопрос очень важный, который надо решать на уровне епархий, причём с серьёзными указаниями, в какой пропорции смешивается вино и теплота. Вино нужно довести до минимума.

– В своей семье я никогда не встречался с проблемой пьянства. И когда стал священником, первое время с неприятием относился к пьющим людям. Но наступил момент, когда одна из наших прихожанок рассказала, что сын её – наркоман. И в этом 20-летнем парне я вдруг увидел не мальчиша-плохиша, которого мы воспитывали, а жертву за грехи, за жизнь без Бога в семье и в народе. В перечень шагов, с которых начинается духовная жизнь, не вставить ли ещё один – чувство вины за то, что происходит в нашей стране, с нашей молодёжью, за то, что этот парень пришёл ко мне и я ничем не смог ему помочь. Легче всего сказать, что виновато государство. Может быть, долг священников увидеть СВОЮ вину?

– Само понятие вины имеет две стороны. Одна сторона заключается в том, что все мы вместе представляем один живой организм. Недаром апостол Павел сказал, что Церковь есть Тело Христово. И в этом смысле мы связаны друг с другом. Каждый наш дурной поступок мыслью, словом, делом отражается на всех. Вот почему так важна духовная жизнь каждого человека. Другое дело виновность. Когда я обманул кого-то – я согрешил, я виновен. И я в этом каюсь. Каяться же за грехи других людей не нужно. У пророка Иезекииля это выражено так: не отвечает отец за сына и сын за отца, но каждый отвечает за свои деяния. Я пил на глазах у сына и тем самым соблазнил его. Я виновен. Каяться за пьянку сына я не могу – в этом он сам должен покаяться, а я каюсь за тот соблазн, из-за которого сын стал пить.

– Вы определили понятие трезвения и что трезвость является частичкой этого понятия. Но может, стоит сказать, что без этой малой части целого не будет? И тогда уже полный отказ от винопития, как это сделал Иоанн Креститель?

– Избавь Бог, если мы какую-то частицу сделаем главной. Нравственность и духовность – совершенно разные вещи, хотя они и связаны. Я могу быть нравственно безупречным человеком, но в то же время быть гордым, тщеславным, жадным – никто не видит, что внутри меня. Я могу быть святым сатаной. «Воздаяние бывает, – цитирую вам Исаака Сирина, – не добродетели и не труду ради неё». Трезвость должна быть одним из элементов. Ещё раз скажу вам парадоксальную вещь, которую вы не встретите ни в одной религии. Первым в рай вошёл негодяй, разбойник. Почему покаялся, почему смирился? Разве не понятно? А фарисеи – священники, богословы – осудили Христа на смерть. Кто они были? Праведники по закону. Самое главное – это смириться, увидеть, кто я есть на самом деле. Очень легко при внешнем исполнении всех норм возомнить о себе. Пьянство – грех, но нельзя считать, что если я не пью, то уже стал святым, ничего подобного! Наша основная задача – принять решение жить по заповедям Божиим и каяться. Пример для нас – святой праведный Иоанн Кронштадтский. Как он пишет, «опять я сегодня осудил», «опять я сегодня разгневался, Господи, прости!». Тут же кается! Вот образ духовной жизни, великое научение для нас: нужно тут же каяться, а не ждать, когда я потом целый ворох батюшке вылью. Вы поняли? Трезвость – необходима, пьянство – это грех. С ним нужно бороться и каяться, но не это глава угла.

– Я процитирую «Примеры из пролога и патериков»: «В 20 милях от Александрии есть Лавра, называемая Каламон. Там подвизался авва Фёдор. Однажды его спросили: “Хорошо ли, отче, если к нам придёт кто-то и мы стали бы пить вино?” “Нет”, – отвечает. “А почему же разрешали древние отцы?” – “Древние отцы были велики и сильны. Они могли разрешать и опять запрещать. А если мы разрешим, то уже не выдержим строгого подвижничества». Святитель Игнатий (Брянчанинов) по поводу вина имел совершенно чёткую позицию. Он видел реальную ситуацию в России и говорил, что в данной ситуации нельзя быть умеренным. Итак, всем ли нужна мера или где-то нужна чёткая, твёрдая позиция?

– Грехом является не винопитие, а пьянство. Об этом говорят Библия и святые отцы. И это не вызывает ни у кого сомнения. Немножко выпить вина не значит «немножко согрешить». В отношении меры есть мысль, которая сегодня как никогда нам важна. Чем характеризуется католицизм? Папа сказал – вопрос закрыт. Чем характеризуется протестантизм? Каждый сам понимает Священное Писание. И католики, и протестанты – с высоко поднятой Библией. Чем же мы от них отличаемся? Не сам я толкую Писание, только согласное учение отцов в каком-то вопросе является для меня критерием истинности.

– Алексей Ильич, у меня двое детей. Как их воспитать в трезвости? В нашей семье дети никогда не видели дома вина. Но если вдруг они увидят, что на Новый год папа поднимает бокал шампанского, то у них сломается некий барьер и объяснить им необходимость трезвости будет сложно.

– И ни в коем случае не ломайте этот барьер! Вам обязательно нужно воспитать их христианами, чтобы потом, оказавшись перед лицом соблазнов, у них был иммунитет, который бы никогда не позволил споткнуться на пути. Слава Богу, что в вашей семье так, но таких семей очень немного, к сожалению.

– А другие спиртные напитки можно употреблять? Кто-то любит водку, кто-то пиво и т. д., по принципу: «аще что и смертное испиют, не вредит им».

– Избави Бог! Они одним миром мазаны – и пиво, и водка.

– Но вином гнушаться нельзя.

– Одно дело гнушаться, другое – воздерживаться. Это разные вещи. Вино, мясо являются творениями Божиими. Гнушаться творением Божиим грешно. Но рассматривать – одно полезно, а другое вредно – это моя обязанность. Гнушение – это чувство презрения к чему-либо. Не думаю, что к спиртным напиткам стоит относиться с омерзением. Это вещи, которые вредны нам.

– Есть слова Священного Писания: «Вино веселит сердце человека». Какие ещё плюсы есть в употреблении вина?

– Об этих плюсах пишет святитель Иоанн Златоуст. Он пишет, что разумное употребление вина даёт здравие человеку. Даже яд змеи может быть лекарством. Но при каких условиях? МИКРОСКОПИЧЕСКИЕ ДОЗЫ. То же самое касается и вина.

Использованные источники: www.rusvera.mrezha.ru

Похожие статьи