Алкоголизм в иудаизме

Алкоголизм в иудаизме

Вопрос 1 :
Мне говорили, что существует заповедь напиться в Пурим. Это вызывает у меня затруднение, потому что, по-моему, в опьянении нет ничего хорошего.

Я алкоголик. То есть когда я пью, происходят очень плохие вещи. Я не пил уже двадцать два года и не собираюсь начинать сейчас. Конечно, должны быть случаи, когда человек освобождается от обязанности пить. Что об этом говорят раввины?

Вопрос 2 :
Я видел в Интернете и ряде еврейских газет целый ряд комментариев о мицве (заповеди) напиться в Пурим. Честно говоря, я обеспокоен. Одна из характеристик риска для молодых людей — употребление наркотиков, в том числе и алкоголя.

Михаэль Порецкий, Бруклин, США

Вопрос 3 :
Меня расстроила идея о том, что мы должны пить в Пурим. Мой опыт показывает, что опьянение не раскрывает никаких секретов. Оно заставляет людей вести себя глупо и безответственно, делать вещи, которые никогда бы не произошли, если бы эти люди были трезвыми. Кроме того, я знаю об ужасном влиянии на здоровье значительных количеств алкоголя, поскольку работаю в исследовательском центре, который занимается злоупотреблениями наркотическими средствами.

Не понимаю, как вообще иудаизм мог выдвинуть идею о том, чтобы напиваться. Это просто неправильно.

Михаэль Пауль, США

Разумеется, и в Пурим необходимо прислушиваться к голосу разума.

Подростков нужно предупредить об опасностях алкогольного опьянения. Никому не следует, выпив, садиться за руль. Несомненно, излечившемуся алкоголику не стоит употреблять спиртное. Даже — в Пурим. И самое главное — никто не должен напиваться до такого состояния, когда человек перестает понимать, что именно нам заповедано.

Действительно, свод еврейского закона ясно говорит, что если человек подозревает, что алкоголь повлияет на него негативно, он НЕ должен его употреблять.

Выпить в Пурим больше обычного — одна из заповедей, которые труднее всего исполнить правильно. Человеку следует пить, только если это приведет его к положительным духовным результатам, то есть в том случае, если алкоголь поможет ему выявить скрытую под поверхностным налетом в наших сердцах глубокую любовь к Торе и Всевышнему.

Но вы можете резонно возразить, что в Пурим существует еще и обязанность «НЕ РАЗЛИЧАТЬ благословенного Мордехая и проклятого Амана». Как же тот, кто не пьет, дойдет то такого состояния «неузнавания»?

Ответ прост: нужно просто пойти спать.

Вообще способ исполнения этой заповеди — индивидуален.

Однако остается вопрос: может ли выпитое в Пурим негативно повлиять на здоровье всей еврейской общины?

Об отвращении к алкоголизму, заложенном в еврейском сознании, говорится во многих библейских и талмудических источниках. В книге Зоѓар, например, сказано: «Грешник тянется за вином (чтобы опьянеть)» (Мидраш неелам, глава Ваера). О том же говорят и пророки: Йешаягу (28:1), Гошеа (3:1 с комментарием Раши) и Амос (6:6).

Хорошо известен факт, что на протяжении всей своей истории среди евреев, которые жили согласно еврейской традиции, алкоголиков не было. Это подтверждают многочисленные медицинские, психологические и социологические исследования. Например, изучение отчетов больниц в штате Нью-Йорк показывает, что пристрастие евреев к алкоголю в пятьдесят раз ниже того, который наблюдается у представителей других народов.

Связь между иудаизмом и трезвостью так очевидна, что Лоренс Келеман в своей книге «Возможность принять» пишет: «Когда доктор Марк Келлер, издатель ежеквартального журнала по Изучению Алкоголя, написал, что «практически, все евреи пьют, и при этом весь мир знает, что очень редко кто-то из них становится алкоголиком», его коллега, доктор Говард Хаггард, из лаборатории прикладной психологии Йельского университета, предложил переводить алкоголиков в еврейскую религию, чтобы они попадали в культурную среду со здоровым отношением к спиртным напиткам.

Наверное, мы должны сделать вывод: среди евреев столь низок уровень алкоголизма именно потому, что вино традиционно используется в еврейских ритуалах (освящения Субботы и праздников). Это церемониальное употребление вина создает позитивную привычку и становится противоядием, введением безопасной нормы, которая не позволяет развиться болезни.

Текст составлен на основе ответа одного из раввинов организации Эш а-Тора

Использованные источники: www.evrey.com

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Коррекция подросткового алкоголизма

  Наследственные признаки алкоголизма

  Лучший метод борьбы с алкоголизмом

Алкоголь и религия. Христианство, ислам и буддизм.

Алкоголь и религия. Уделяя основное внимание вопросам истории, развития и влияния алкоголя на людей, нельзя обойти стороной вопрос, как относятся различные религии к употреблению алкоголя своей паствой. Вопрос этот сложный и достаточно запутанный и решается он на протяжении многих веков. Можно сказать с уверенностью, что ни одна из основных мировых религий не поощряет употребление алкогольных напитков.

Однако и здесь можно увидеть целую гамму комментариев великих религиозных иерархов об употреблении алкоголя их паствой: от полного запрета употребления алкогольных напитков, до разумного, ограниченного их пития.

Рассмотрим отношение к алкоголю основных мировых религий: христианства, ислама и буддизма.

Алкоголь и религия ХРИСТИАНСТВО.

Численность последователей христианского учения приближается к 2500 миллионов человек. Мы не будем разделять христиан на различные ветви христианского учения. Основной священной книгой всех христиан является Библия, именно в свете библейских записей попробуем рассмотреть вопрос о возможности употребления алкогольных напитков в Христианстве.

Однозначного ответа получить наверное не удастся, так как одни и те же библейские записи различные известные богословы толкуют по- разному. Поэтому будем руководствоваться Священным Писанием и обычным человеческим здравым смыслом.

Об алкоголе впервые упоминается в Книге Бытие и первооткрывателем пагубного воздействия алкоголя на человека стал Ной, который после потопа сделал перебродивший виноградный сок. Ной после употребления приготовленного им вина, получил наглядный урок для себя и своих сыновей.

Следующим антигероем, после неумеренного потребления вина, стал Лот. Это были примеры неумеренного потребления вина, и поступки совершенные под воздействием алкоголя заслуживали сурового осуждения.

Рассказывается об употреблении вина и во время тайной вечери, где Иисус употреблял вместе с учениками вино. Однако противники употребления алкоголя объясняют, что слово «вино» может упоминаться в Библии применительно к новому не перебродившему виноградному соку.

Иисус отверг вино разведенное миррой, когда был распят, хотя его плоть мучилась от нестерпимой жажды. В Библии употребление алкоголя часто увязывают со словом «горе».

«Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином».

В Священном Писании многие упоминания о вине можно трактовать как разрешение его умеренного потребления, так и в качестве полного запрета. И здесь здравый смысл подсказывает, что употреблять алкоголь в умеренном количестве можно, но совсем не обязательно. Можно предположить, что Бог дает человеку право самому выбрать свой путь.

Алкоголь и религия ИСЛАМ.

Это одна из трех мировых религий, число последователей Ислама составляет более 1200 миллионов мусульман. Основные принципы Ислама изложены в Коране, главной книге мусульман. Строгого единодушия в вопросе употребления алкоголя у мусульманских богословов тоже нет.

Однако большинство религиозных авторитетов считают, что Коран категорически запрещает употребление алкоголя.

Очень интересно и поучительно, как велась борьба против употребления алкоголя у мусульман Пророком Мухаммедом. Это была планомерная работа по постепенному отказу от употребления алкоголя среди мусульман, и состояла из трех последовательных этапов.

В итоге общество, где раньше чрезмерное пьянство считалось правилом хорошего тона и поощрялось, с принятием Ислама практически полностью отказалось от употребления алкоголя или свело его потребление к минимуму. Хочется привести цитату из Корана:

Но Аллах сказал «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, идолы и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны.

Сторонитесь же ее, — быть может, вы преуспеете».

Алкоголь и религия БУДДИЗМ.

Это самая древняя из трех мировых религий мира. Появление Буддизма датируется концом пятого-началом шестого веков до нашей эры. Количество последователей этой религии составляет около 400 миллионов человек.

Страны, где основная часть населения проповедует Буддизм, расположены в Центральной и Юго-Восточной части Азии, в незначительной степени в Средней Азии и в Сибири: Монголия, Корея, Мьянме, Япония, Вьетнам, Лаос. В России Бурятия, Калмыкия, Тува. Главная священная книга буддистов-Тритака.

Очень интересно характеризуется водка в учении Будды.

Первоначально водка была приготовлена царем демонов из следующих компонентов: мозг свирепого белого льва, пена из пасти разъяренного слона, жало ядовитой змеи, мед злой пчелы, слюна бешеной собаки, костный мозг девяти демонических плясунов, зрачок волка, пожиравшего мертвецов, мясо трупа и утробная кровь женщины-ракшаса /демоница.

И в последствии человек, который выпьет водку приобретает качества соответствующие каждому ее составляющему компоненту. Чтобы получить разрешение на употребление алкоголя, Будда предлагает зелье из таких компонентов, что мне не хочется их даже перечислять, чтобы на долго не испортить вам аппетит.

Поэтому одно из изречений Будды:

«Воздерживайтесь вовсе от употребления водки, влекущей ко множеству пороков».

Употребление вина на праздник Пурим

Алкоголь и религия ИУДАИЗМ.

Численность адептов этой религии составляет более 20 миллионов человек. Священные Книги иудеев Тора и Талмуд в которых содержится много наставлений и практических советов по ведению правильного и здорового образа жизни, позволяющих избегать многих опасных жизненных ситуаций. В иудаизме нет запрета на употребление алкоголя.

Евреи употребляют вино при исполнении ряда религиозных церемоний. Но Иудаизм очень строго осуждает употребление любых алкогольных напитков в больших количествах.

«Входит вино- уходит рассудок; входит вино-выходит секрет», об этом предостерегает Мидраш.

Теперь, после знакомства с отношением религий к алкоголю, можно наглядно сравнить потребление алкоголя в разных странах, где население исповедует христианство,ислам, буддизм.

Использованные источники: ezoterik-page.com

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Препарат для лечения алкоголизма без ведома

  Пагубное влияние алкоголизма

  Кодирование от алкоголизма панов

Какие спиртные напитки кошерные?

Здравствуйте, уважаемые раввины,мы с мужем начали по-настоящему соблюдать кашрут, и вот сейчас вопрос коснулся коньяка и виски. Очень просим рассказать, какие коньяки и виски кашерные, и какие — нет, и в чем у них может быть проблема? Для нас это актуально — мужу постоянно дарят дорогие напитки (он — врач), а что можно пить, кроме водки — точно никто у нас в синагоге не знает, и даже существуют разные мнения.

Хотелось бы, наконец, получить развернутый компетентный ответ. Шалом, семья Я-вых

Отвечает рав Моше Гринберг

Вы затронули очень актуальную и важную тему, которая должна быть освещена максимально полно. Ваш вопрос, конечно, актуален не только для вас, но и для каждого еврея. На вечный вопрос: «Пить или не пить?» еврейский ответ, конечно, пить. Вот только что, когда и сколько?

Хотя до Пурима и Пейсаха, праздников, в которые потребляется основное количество алкоголя в еврейской общине, ещё достаточно далеко, к этим двум праздником необходимо готовиться заранее и максимально ответственно.

Прежде всего, необходимо ответить на один важный вопрос. А допустимо ли в принципе употребление продуктов, в частности, алкоголя, произведенных без контроля их кошерности? Кто может точно знать, что происходило на том или ином заводе, если никто не контролировал кошерность производства?

За пределами Израиля и вне больших еврейских общин Америки и Европы этот вопрос особенно актуален — из-за почти полного отсутствия товаров, изготовленных при наблюдении за их кошерностью.

Отвечая на этот вопрос, руководствуемся правилом «идем за большинством». Когда нам известны ингредиенты и производственная технология, мы опираемся на это правило и разрешаем употребление продуктов и без непосредственного контроля за их изготовлением. Не стоит самостоятельно применять это правило к любым продуктам, но в отношении алкоголя оно работает.

Технологии производства коньяка и виски в большой мере сходны. Это сбраживание первичного сырья, поэтапная очистка с помощью перегонки, а затем длительная выдержка.

С точки зрения кашрута, принципиально различие в первоначальном сырье.

Один из самых строгих запретов для евреев — это запрет идолопоклонства. Это один из тех трёх запретов, наряду с запретом убийства и кровосмешения, о которых сказано: «Пойди на смерть, но не нарушь!». Запрещено не только само участие в практике культа, но и всё, что непосредственно с ним связано.

В древности вино было одним из необходимых элементов в обрядах идолопоклонства, поэтому запрет был распространен на все виноградные напитки, произведенные неевреями.

Запрет начинает действовать с того момента, как виноград попадает в давильню, и касается в равной степени вина, виноградного сока или любого другого напитка, в котором виноградный сок используется как один из ингредиентов.

Благословение на коньяк — Ше-а-коль («…по слову Которого существует все», а не «…Сотворивший плод виноградной лозы»), т.к. вкус коньяка не похож на вкус виноградного сока или вина. Но поскольку коньяк производится из продуктов перегонки виноградного сусла — все виды коньяка будут некошерны.

Исключением, конечно, являются те немногие виды коньяка, которые изготовлены евреями с соблюдением законов кашрута, о чем обязательно будет сообщено на этикетке.

Казалось бы, с виски проблем быть не должно. Сырьё, из которого производится виски, конечно, кошерно. Будь то ячмень, рожь или пшеница, если речь идёт о виски, или кукуруза, если речь идёт о бурбоне, в любом случае оно не вызывает вопросов. Более того, существуют строгие законы, регламентирующие запрет на добавление каких-либо красителей (кроме карамели) или пищевых добавок. Если эти законы не соблюдены, напиток не может называться виски.

Проблема возникает с многолетней выдержкой виски в дубовых бочках после перегонки. Традиционно лучшими бочками для выдержки шотландского виски считаются бочки из-под испанского вина: хереса, мадеры или портвейна. И, на первый взгляд, из-за вкуса нееврейского вина, впитавшегося в стенки винных бочек, виски должно быть нам запрещено.

Эта проблема не нова, и она разбирается в Шульхан Арухе (Своде еврейских законов). Если бочка была чистая, то вкус вина, которое впиталось в её стенки, не может сделать алкогольный напиток некошерным — т.к. винный вкус только вредит алкоголю.

При производстве виски перед началом процесса бочки тщательно моют, сушат, а иногда и обжигают изнутри. Причина, по которой виски выдерживают именно в винных бочках, не совсем ясна. Возможно вино, впитавшееся в стенки бочки, смягчает смоляной привкус дубовых бочек, или винные бочки дают возможность раскрыться вкусу самого виски. Но, несомненно, винный вкус в большинстве видов виски не ощущается.

Несмотря на всё сказанное, если мы точно знаем, что виски выдерживалось в винных бочках, оно нам запрещено. Причина запрета — опасение, что длительное хранение именно в винных бочках улучшает, так или иначе, вкус виски.

В действительности ситуация такова, что винных бочек мало, цена на них высока и производители используют лишь небольшой процент именно винных бочек для производства виски. На большинстве заводов количество винных бочек к количеству обычных — 6 к 94, и только на некоторых заводах соотношение достигает 20 к 80.

Откуда берутся «обычные» бочки? Дело в том, что для производства бурбона, виски на основе кукурузного сусла, да и любого другого виски, произведенного в США, допускается использование только новых бочек. Таким образом, существует неиссякаемый источник дешёвых качественных дубовых бочек, уже бывших в употреблении, которые необходимы для производства шотландского виски.

При производстве бурбона могла бы возникнуть проблема с добавлением вина. Это чисто американский способ ухода от налогов. На виски налог очень большой, а на вино — существенно меньше. В бурбон добавляется около одного процента «вина», и напиток облагается существенно меньшим акцизом. Но в действительности этой проблемы нет. В законе не оговорено что является вином, а что нет. Поэтому американские производители добавляют цитрусовое «вино», не портящее вкус виски. Оно изготовляется на основе апельсиновой цедры.

Итак, если на этикетке виски указано, что оно Double wood, Matured in two woods, Double maturation — т.е. для выдержки виски использовались винные и «обычные» бочки, то такое виски некошерно.

Другие возможные надписи на этикетке, указывающие, что виски употреблять не стоит: Special finish, French casks, European casks, Sherry casks, Madeira casks или Port casks — использовались винные бочки из-под различных видов вина.

Для удобства привожу наиболее полный известный мне список кошерных видов шотландского виски, составленный на основе списка Бейт-дина г. Чикаго.

С уважением, Рав Моше Гринберг

The following list contains several brands of Scotch that have been researched by the Chicago Rabbinical Council and found to be acceptable. Please make sure to take note of the vintage or special variety listed as not all types under a particular label are recommended. . Only those varieties of Scotch that were found to be recommended will be posted.

  • ABERFELDY (DEWAR»S) 12 YEAR OLD, 15 YEAR OLD
  • ARDBEG 10 YEAR OLD, 1990 — AIRIGH NAM BEIST
  • ARRAN 10 YEAR OLD NON-CHILL FILTERED, BOURBON SINGLE CASK
  • AUCHENTOSHAN — BOURBON CASK 16 YEAR OLD, 21 YEAR OLD
  • BALLANTINES 12 YEAR OLD — blended
  • BALVENIE 15 YEAR OLD SINGLE BARREL
  • BEN RIACH 12 YEAR OLD, 10 YEAR OLD
  • BENROMACH TRADITIONAL, ORGANIC, 7 YEAR OLD — 1999 BLACK BOTTLE 10 YEAR OLD, 5 YEAR OLD
  • BOWMORE 18 YEAR OLD, 1989 CASK STRENGTH — 16 YEAR OLD
  • BUNNAHABHAIN 12 YEAR OLD, 18 YEAR OLD
  • CAOL ILA 12 YEAR OLD
  • CHIVAS REGAL 12 YEAR OLD, 18 YEAR OLD, ROYAL SALUTE — 21 YEAR OLD
  • CLYNELISH 14 YEAR OLD
  • CRAGGANMORE 10 YEAR OLD, 12 YEAR OLD
  • CUTTY SARK ORIGINAL SCOTS
  • DALMORE 12 YEAR OLD
  • DALWHINNIE 15 YEAR OLD
  • DEWARS 12 YEAR OLD, SIGNATURE, WHITE LABEL
  • DIMPLE PINCH — 15 YEAR OLD
  • ELLENSTOWN 10 YEAR OLD
  • FAMOUS GROUSE BLENDED SCOTCH
  • GLEN MORAY 12 YEAR OLD, 15 YEAR OLD
  • GLENCADAM 15 YEAR OLD
  • GLENDULLAN CENTENARY
  • GLENFARCLAS 10 YEAR OLD
  • GLENFIDDICH SPECIAL RESERVE 12 YEAR OLD, CAORAN RESERVE — 12 YEAR OLD
  • GLENFIDDICH 21 YEAR OLD — RUM CASK SCOTCH
  • GLENLIVET 12 YEAR OLD, 18 YEAR OLD, NADURRA
  • GLENMORANGIE 10 YEAR OLD,
  • ISLE OF JURA 10 YEAR OLD, 16 YEAR OLD
  • J & B RARE
  • JOHN BARR RED, BLACK, BLUE — BLENDED
  • JOHNNIE WALKER RED LABEL, BLACK LABEL, GOLD LABEL, BLUE — KING GEORGE V, SWING, BLUE LABEL, GREEN LABEL
  • KING»S CREST 25 YEAR OLD
  • LAGAVULIN 16 YEAR OLD
  • LAPHROAIG 10 YEAR OLD, CASK STRENGTH 10 YEAR OLD, 15 YEAR OLD
  • LISMORE SINGLE MALT — NO AGE DECLARATION
  • LONGROW 10 YEAR OLD
  • MILFORD NEW ZEALAND — 10 YEAR OLD
  • OBAN 14 YEAR OLD
  • OLD FETTERCAIRN STILLMAN»S DRAM 26 YEAR OLD
  • PROVENANCE 20 YEAR OLD
  • SCAPA 14 YEAR OLD
  • SPEYBURN 10 YEAR OLD
  • SPEYSIDE 12 YEAR OLD
  • STRATHISLA 12 YEAR OLD
  • TALISKER 10 YEAR OLD
  • TOMINTOUL PEATY TANG — SPEYSIDE GLENLIVET, 16 YEAR OLD TULLIBARDINE 1993 DISTILLATION

Использованные источники: toldot.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Пагубное влияние алкоголизма

  Кодирование от алкоголизма панов

  Корень копытень лечение алкоголизма

Отношение иудаизма к употреблению алкоголя

Отношение иудаизма к употреблению алкоголя

Евреи, как нация, были сформированы по религиозному принципу, и вся история быта евреев, воспитания детей в еврейских семьях, образа жизни и традиций напрямую связана с моментом дарования Торы на горе Синай. В Торе Всевышний через Моисея передал евреям десять Заповедей, которые стали основой современной мировой морали. В этой же книге Творец через Моисея дает необходимые комментарии и законы, напрямую связанные с реальной жизнью и бытом.

Многим известна история трех сыновей Ноаха (Ноя), описанная в Торе. Я не буду ее пересказывать, но сделаю лишь акцент на том, что Ноах, сделав вино, решил попробовать, хорошо ли оно, но не рассчитал своих возможностей в весьма преклонном возрасте и уснул. Двое сыновей –Хам и Иофет – посмеялись над спящим отцом, а Шем (Сим) наоборот позаботился о нем, укрыл его и оказал ему уважение. Как оценить поступки сыновей? Ведь первые двое повели себя совершенно естественно. Думаю, что многие относятся к пьяным людям отрицательно. Либо с презрением, либо со страхом, либо с насмешкой. И очень редко — с сочувствием или уважением, даже если это наши родители. Пример поведения Шема здесь рассматривается как образец отношения к родителям, в каком бы состоянии они ни были, а также и того, как нужно строить линию своего поведения по отношению к пьяному человеку. А вот поступок самого Ноаха отнюдь не вызывает симпатии. Есть, например, притча из Талмуда по этому поводу.

«Посадил Ноах первую виноградную лозу. А Сатана пришел и спрашивает:

— Что будет из этой посадки?

— Виноградник, — ответил Ноах.

— Не желаешь ли взять меня в компаньоны?

Ноах согласился. Что же сделал Сатана? Привел к винограднику овцу, льва, обезьяну и свинью и, заколов их, полил виноградник их кровью.

Человек, пьющий вино, обнаруживает поочередно природные свойства всех названных тварей. Вначале он кроток, как овечка, потом становится отважным, как лев. По мере опьянения кривляется, как обезьяна, и, наконец, валяется в грязи, подобно свинье».

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что не правильно резко осуждать людей, оказавшихся во власти вина, но нужно быть очень требовательным к себе, чтобы не уподобляться животным.

Евреям не запрещено пить алкогольные напитки. На самом деле, они употребляют вино в ряде религиозных церемоний. Однако иудаизм строго осуждает употребление алкоголя в больших количествах. “Не уподобляйтесь пьяницам или обжорам, набивающим животы мясом” (Притчи 23:20). Мидраш предостерегает: «Входит вино – уходит рассудок; входит вино – выходит секрет».

По еврейскому закону, для человека, занятого ответственным делом, недопустимо употребление даже небольшого количества алкоголя. Священник в Храме (р.2) или судья, выпившие даже один стакан вина, считались непригодными для священнослужения или вынесения судебных решений, пока не пройдет установленный промежуток времени.

Употребление вина и спиртных напитков в иудаизме строго регламентируется. Не в миллиграммах, разумеется, а в том, как мы себя ведем в том или ином случае по отношению к окружающим. Например, можно использовать в пищу спиртное в следующих случаях.

— при освящении Субботы и праздников;

— Можно немного спиртного выпить в Субботу, чтобы получить удовольствие, но не надо забывать о том, что окружающие тоже должны получить удовольствие от Субботы;

— в Песах (еврейская Пасха) предписывается выпить четыре бокала кошерного виноградного вина или сока. Употребление же водки и пива в этот праздник запрещено;

— в Рош-а-Шана (Новый год по еврейскому календарю) рекомендуется пить только сладкие напитки (совершенно не обязательно алкогольные), чтобы год был сладким.

И есть только два(!) праздника в году, когда можно выпить немного больше нормы. Это Пурим – праздник, на котором предписано пировать в честь избавления еврейского народа от полного физического уничтожения, и Симхат Тора (Радость дарования Торы). В Симхат Тора евреи должны радоваться, петь песни и танцевать со свитком Торы. Поэтому позволяется немного расслабиться.

Как видите, в иудаизме нет запрета на употребление алкоголя. Однако, процент людей, больных алкоголизмом среди евреев очень не велик. Это, скорее всего, объясняется тем, что евреи очень много внимания уделяют воспитанию детей. Учат их соблюдению законов, развивают в них человеческие качества. Особенно ценится в человеке скромность, уважительное отношение к окружающим, стремление делать добрые дела, изучать Тору, умеренность в своих желаниях. Читая высказывания мудрецов, мы нередко в одном и том же предложении прослеживаем диаметрально противоположные мысли. Это говорит о том, что никакая крайность не приведет ни к чему хорошему. Вот пример из книги Шулхан арух, стр. 79, гл. 29, п. 7, глава о том, какие качества следует в себе развивать:

«Может человек подумать: поскольку зависть, жадность, стремление к почету и подобные душевные качества дурны, поскольку выбрасывают человека из мира, я отдалюсь от них полностью… Настолько, что он не будет теперь есть мяса и пить вина, не женится и не станет жить в красивом доме и носить красивую одежду, а будет одеваться в мешковину и т. д. – также и это дурной путь и идти по нему запрещено. Идущий по этому пути называется грешником…. И про все это и подобное ему сказал царь Шломо (Соломон): «Не будь очень праведным и слишком мудрым: зачем тебе разрушаться». И еще сказал он: «Проложи путь ног твоих посередине, и все дороги твои пусть будут исправлены».

Использованные источники: pandia.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Родственники больных алкоголизмом

  Лишение родительских прав основания алкоголизм

  Алкоголизм статистика мужчины

Отношение к алкоголю в религиях мира

Алкоголь – одно из ключевых открытий человечества: состояние измененного сознания, достигаемое с помощью алкогольного опьянения, в разных народах в свое время воспринималось как акт божественного откровения, способ общения с «тонким» миром, путь познания скрытого. Именно под воздействием спиртного нередко создаются произведения искусства, решаются научные парадоксы и находятся ответы на вопросы, казавшиеся неразрешимыми.

Религиозные доктрины мира не могли не включить в свою концепцию такой значимый фактор человеческого психоэмоционального состояния, тем более что даже сегодня, в век научного знания и материализма, нет единого мнения, что же именно собой представляет состояние измененного сознания, и нет ли в нем сакральной (священной) подоплеки.

Алкоголь в христианстве

Эта религия относится к алкоголю положительно и даже с некоторым уважением: красное вино, в частности, считается Кровью Христовой и входит в таинство Причастия. Немало упоминаний перебродившего виноградного сока встречается и в Новом Завете: достаточно вспомнить известный сюжет о превращении воды в вино на свадьбе. В Ветхом Завете, в Песни Песней, влюбленный юноша (сам царь Соломон) сравнивается с виноградарем, и его возлюбленная Суламифь – сестра владельцев виноградника.

Вино — кровь Христова, хлеб — его плоть.

Не попадают под запрет и другие напитки. Например, жена известного немецкого богослова, реформатора и переводчика Библии Мартина Лютера была пивоваром, а семейство Гиннес создало свой знаменитый сорт пива в честь поклонения Иисусу Христу.

С другой стороны, в христианстве порицается чрезмерное опьянение, когда человек не может контролировать себя и теряет достойный облик (сюжет о дочерях Лота, сюжет о сыновьях Ноя – Хаме, Симе и Иафете). Не находят сочувствия и запойные пьяницы, так как Священное Писание учит своих последователей всегда быть хозяевами своего тела, чтобы не совершить случайно предосудительный поступок и не нанести вред другим людям.

При желании в Библии можно найти цитаты как за, так и против алкоголя, одно можно сказать совершенно точно: спиртные напитки в христианстве не запрещены, а в определенных ритуальных ситуациях даже прямо показаны к употреблению.

Алкоголь в исламе

В этой религии алкоголь полностью запрещен – по легенде именно табу на спиртное в свое время стало причиной, почему князь Владимир решил крестить Русь, а не обратить ее в мусульманство. Коран считает: что запрещено в большом количестве, не разрешено и в малом, поэтому христианский подход, прославляющий умеренность, здесь неприменим: спиртное считается корнем зла и греха, нечистым и скверным порождением Иблиса – джинна, сбивающего верующих с истинного пути.

По одной из версий из-за запрета алкоголя в исламе князь Владимир принял христианство

Разумеется, этот запрет распространяется и на другие дурманящие вещества, однако доподлинно известно, что некоторые мусульмане все-таки не отказывают себе в простых радостях: например, большим любителем вина был великий иранский поэт и ученый Омар Хайям, многие современным исламские исследователи также находят в Коране подтверждения тому, что алкоголь не так страшен, как принято считать. Например, Аллах сказал, что «первая капля вина губит человека» – получается, если ее стряхнуть, то оставшийся в стакане напиток совершенно безвреден! Достаточно лояльное отношение к алкоголю в демократичной и светской Турции, в то время как в ОАЭ или Саудовской Аравии за появление на улице в нетрезвом виде можно угодить в тюрьму.

Официальная позиция ислама остается такой же, как и тысячу лет назад: алкоголь строжайше запрещен.

Буддизм и алкоголь

Концепция жесткого запрета чего-либо плохо соотносится с самой философской и гуманной из всех мировых религий, однако в буддизме отношение к алкоголю скорее негативное, чем позитивное. Например, «Восьмеричный путь» включает в себя следование канонам правильного поведения, которое подразумевает отказ от пьянства. Значит ли это, что буддисту нельзя даже пригубить полбокальчика легкого вина? Нет, только если монаху – ведь замутненное сознание отдаляется от просветления.

К мирянам же в буддизме требования минимальны, и бытовые «прегрешения» им прощаются. Состояние постоянной осознанности – обязанность того, кто идет по пути духовного совершенствования, а алкоголь, равно как и наркотики, затуманивает разум.

Буддизм неоднороден: в нем есть и Махаяна, и Хинаяна, и Тантризм, и Дзен, и другие направления, каждое из которых по-своему относится к алкоголю. В сухом остатке можно сказать следующее: буддизм не считает вино скверной и богомерзким напитком, но и не поощряет его употребление, особенно сверх меры.

Использованные источники: alcofan.com

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Препарат для лечения алкоголизма без ведома

  Коррекция подросткового алкоголизма

  Пагубное влияние алкоголизма

Алкоголизм в иудаизме

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ЕВРЕЙСКОЙ СЕМЬИ

Питание, употребление алкогольных напитков, естественные отправления — все это так или иначе отражается на сексуальной жизни супружеской четы.

Еврейская кухня была и остается немаловажным фактором прочности семьи. Стол — это домашний алтарь, супруга — его служительница, ее миссия — следить за соблюдением древних законов и традиций, связанных с приемом пищи. Некогда еврей, отправляясь в путешествие, брал с собой собственную посуду и еду, дабы не нарушать этих законов. Перспектива вновь обрести домашний стол со всеми привычными блюдами и непременными ритуалами заставляла его спешить домой и умножала радость возвращения.

Существовали особенно характерные для еврейской кухни продукты и ингредиенты. Прежде всего это чеснок. Говорят, что евреи пристрастились к нему во время египетского плена [231] ; еще во времена Плиния считалось, что чеснок возбуждает чувственность; он сохранил эту репутацию и среди талмудистов. Часто говорили, что еврея легко узнать по запаху, столько он поглощает чеснока. Героиня романа Р.Мартен дю Тара «Семья Тибо» Рашель, лишь наполовину еврейка, обожает колбасу с чесноком; этим штрихом автор подчеркивает ее происхождение [232] . Монахам испанской инквизиции не составляло труда распознать марранов — псевдообращенных евреев: они всегда покупали перед Пасхой чеснок [233] . Высоко ценили евреи также хрен и лук; на рынках Балеарских островов псевдообращенных опознавали и по этому признаку. Любили евреи и лимоны; ели их больше всего на Пасху и в праздник, именуемый Барах; возле каждой еврейской колонии на побережье Средиземного моря была лимонная рощица. Помидоры, которыми Европа долгое время после их открытия в Мексике пренебрегала, стали неотъемлемым компонентом питания по эту сторону Атлантического океана именно благодаря еврею — доктору Сиккари [234] , в еврейской кухне их стали использовать очень широко.

Привлекательность еврейской кухни такова, что многие евреи, принявшие другую веру, и вероотступники еще долго тоскуют по ней. Анри Эн, отрекшись от иудаизма, сожалел лишь о его обрядах и о еврейской кухне [235] . Некто Рахлин, еврей, ставший антисемитом, говорил, что кухня — последняя нить, связывающая его с иудаизмом. Хотя еврея не назовешь ни обжорой, ни гурманом, умная жена сумеет при помощи стола привязать его к себе куда крепче, чем постелью. Увы, став «рабой кухни», она вдвойне рискует быстро располнеть.

Часто отмечалось, что евреи злоупотребляют кофе; помимо депрессии и нервных расстройств, которые влечет за собой неумеренное потребление этого напитка, он может отрицательно повлиять и на сексуальную функцию. Возможно, большие количества кофе восполняли нехватку алкоголя, который евреи почти не употребляли (об этом речь пойдет ниже). В начале XIX в. Серфбеер де Медельшейм описывал эльзасских евреек, которые собираются вместе, чтобы выпить по чашке кофе: без этого, считает он, еврейская женщина не мыслит своей жизни [236] . Позднее раввин С.Дебрэ опишет тех же эльзасок, подкрепляющихся бесчисленным множеством чашечек кофе [237] . В Тунисе и Марокко кофе заменял чай — в таких же количествах и с теми же последствиями.

Алкоголь и евреи. История с Ноем в виноградниках Господних отнюдь не типична для евреев — как древних, так и нынешних. Алкоголизм был и остается у них явлением куда более редким, чем у окружающих их народов. Еще Кант утверждал, что женщины, пасторы и евреи никогда не напиваются. Один израильский хирург рассказывал, что на конференции доктора И.Симона по древнееврейской медицине, состоявшейся в центре Рати в Париже в феврале 1979 г., он принял своего соседа по столу за собрата по вере: тот не пил ничего, кроме воды. Добрая сотня интервью, взятых у израильтян в 1977 г., подтверждает их трезвость или, по крайней мере, умеренность в потреблении алкогольных напитков [238] . Доктор И.Симон отмечает, что в парижской клинике Ротшильда, большинство пациентов которой составляют евреи, крайне редки случаи белой горячки. Та же картина наблюдается и в психиатрических больницах США.

Трезвость евреев вынуждены признавать даже антисемиты. Братья Гонкуры в своем романе «Монетта Саломон» объясняли воздержанность Монетты принадлежностью к непьющему народу. Сам Дрюмон признавал за евреями это достоинство, однако утверждал, что в силу своей трезвости они слишком приземлены и неспособны постичь «поэзию опьянения». И нацист Вершуер, профессор Берлинского института антропологии, отмечал, что алкоголизм у евреев — редкость [239] . В 20-х гг. нашего столетия в Варшаве было арестовано за пьянство более 2 000 христиан и всего 30 евреев [240] .

Однако даже трезвость некоторых политических деятелей еврейского происхождения послужила пропаганде антисемитизма. Карикатура Сеннепа изображает Леона Блюма среди виноградарей департамента Эро: вынужденный принять из их рук стаканчик красного вина, бедняга прижимает ко рту носовой платок. Мендес Франс, смертельный враг самогоноварения, многократно подвергался насмешкам за то, что выпивал на трибуне парламента стакан молока; будь в нем хоть капля французской крови, утверждал Пужад, он не пил бы молоко [241] . И, вероятно, не случайно первым председателем правительственной комиссии по борьбе с алкоголизмом стал Робер Дебрэ, сын и внук раввинов, а сменил его на этом посту Жан Бернар, тоже еврей по рождению.

Ученые часто задавались вопросом: откуда такая воздержанность у евреев? Говорили даже о наследственном врожденном отвращении. Однако скорее роль здесь сыграла религия. Талмудисты видели в вине источник всех грехов: «Не напивайся, и не согрешишь» [242] , — предупреждали они. Особенно опасались раввины действия вина на женщин, поэтому жена могла пить только в присутствии мужа. Один раввин утверждал, что женщины, родившиеся от алкоголиков, несут печать родительского греха на своих лицах и вынуждены скрывать красные жилки на коже с помощью румян [243] ; страх перед такой напастью мог навсегда отвратить женщину от стакана вина. Алкоголик не имел права свидетельствовать в суде. Но главное — еврей, веками бывший объектом гонений и ненависти, чтобы выжить, должен был обладать подчас нечеловеческой силой воли и трезвым расчетливым умом и поэтому не мог позволить себе стать еще более слабым и уязвимым, предаваясь пьянству. К тому же при скученном существовании евреев в общинах склонность одного из них к вину была бы немедленно замечена и осуждена. В прошлом евреи, как в Европе, так и на Востоке, воздерживались от вина еще и по религиозным соображениям: виноград топтали ноги христиан [244] .

Однако случалось и евреям отступать от своей привычки к трезвости. Так, для создания атмосферы веселья на празднике Пурим легкое опьянение допускалось и даже считалось хорошим тоном. Хасидиты, представители мистической секты иудаизма, считали, что алкогольные напитки в разумных дозах усиливают религиозный пыл. В начале 20-х гг. XX в., во времена сухого закона в США, подпольная торговля спиртными напитками находилась на 95 % в руках бутлеггеров-евреев [245] . А как не пропустить несколько глотков при заключении сделки? В наши дни в США выходцы из Израиля контролируют крупные ликероводочные предприятия [246] , что, однако, не отражается на их трезвости и дает повод для новых нападок антисемитов: алкоголь, дескать, это для других.

Супругам, которые хотели иметь мальчика, Талмуд советовал выпить по глотку спиртного перед сношением [247] . Этой рекомендации следовали не только евреи. Наполеон писал Августе, супруге Евгения Богарнэ, что она должна пить каждый день понемногу вина, чтобы родился мальчик [248] . Еврейка Агнес Блюм, биолог по профессии, много лет проработавшая в США и в Риме над проблемой определения пола будущего ребенка, подтвердила догадку своих предков научным методом: она впрыскивала небольшое количество алкоголя мышам перед спариванием, и процент мужских особей в помете оказывался значительно выше обычного [249] .

В СССР евреи, благодаря своей воздержанности, считались наилучшими мужьями: ведь они не только не бьют жен, но и не напиваются [250] . Подобное мнение сложилось и в США, где матери-еврейки советуют дочерям выбирать в мужья соотечественников: они редко «ходят на сторону» да еще и не пьют [251] . Однако деньги, сэкономленные на спиртных напитках, евреи успешно тратят на еду. Одна американская газета отмечает, что еврейские клубы легко отличить по соотношению статей дохода: счета за еду во много раз превышают счета за выпивку, тогда как во всех других клубах картина обратная [252] .

Трезвость многих поколений евреев на протяжении веков не могла не оказать благотворного влияния на их потомков. Американский биолог Снайдер пишет, что евреи, даже пристрастившись к спиртному, реже страдают от различных расстройств, порождаемых алкоголизмом; вероятно, их печень меньше подвержена разрушительному действию алкоголя [253] .

Один английский врач считает, что, поскольку евреи пьют спиртное за едой, его вредное действие смягчается; кроме того, пьют, как правило, во время многочисленных ритуалов и церемоний, сопровождая питье молитвами; оно приобретает таким образом сакральное значение, что предотвращает злоупотребления. Талмуд гласит, что можно будет пить вино свободно и без последствий, только когда придет Мессия [254] . И все же сегодняшние евреи, не дожидаясь Мессии, увы, пьют наравне со всеми, и от былой воздержанности этого народа скоро останется лишь воспоминание.

Другая вредная привычка — курение. Запрет курить в субботу мог сильно сократить потребление табака у евреев — ведь курильщику очень трудно каждую неделю делать перерыв на сутки. Между тем на карикатурах еврей-делец часто изображается с сигарой во рту; но, быть может, для него это образ мужского члена, отражающий тоску по мужской силе (о нехватке которой уже говорилось), а не зажигает он ее не из экономии, а чтобы сохранить в целости орган, который она символизирует?

Что же касается азартных игр, возможно, эта страсть компенсирует евреям сексуальную неудовлетворенность. В 1960 г. социальные службы США зафиксировали на 300 собраниях членов ассоциации по реабилитации игроков более 50 % евреев [255] .

Естественные отправления, от регулярности которых в немалой степени зависит душевное равновесие супруга и супруги, стали поистине навязчивой идеей талмудистов. Мягкий стул был благословением небес. Запоры мешали верующему сосредоточиться на помыслах о Боге [256] . Правоверному иудею следовало регулярно освобождать кишечник, при необходимости прибегая к слабительным. Отправлению естественных надобностей предшествовал целый религиозный церемониал: следовало повернуться лицом к северу, действовать исключительно левой рукой и, чтобы не обнажать тело, приподнять край одежды, лишь присев, затем прочесть молитву. Ни в коем случае нельзя было торопиться: кто подолгу пребывает в отхожем месте, тот умножает свои дни и года [257] . Отправив естественную надобность, следовало молитвой возблагодарить создателя, даровавшего человеку необходимые отверстия.

Аббат Грегуар, ратовавший во времена Великой французской революции за духовное возрождение евреев, не переставал удивляться их интересу к «низменным функциям организма». «Они считают, — писал он, — что душа человеческая пропитывается зловонием от слишком долго сдерживаемых испражнений» [258] . Похоже, что и от этой черты евреев кое-что сохранилось сегодня. В романе Ф.Рота «Портной и его комплекс» отец героя страдает хроническим запором, спасаясь только слабительными и промываниями желудка. Ксавьера Холландер, став обозревателем сексуальной странички журнала «Пентхауз», писала в рубрике «О гигиене», что матери-еврейки постоянно ставят клизмы своим детям, чаще других страдающим запорами. Эта подлинная мания очищения кишечника еще недавно находила свое отражение в ритуале обмывания покойников у евреев Марокко: один из обмывающих вводил палец в анальное отверстие и насколько возможно прочищал прямую кишку [259] .

Генриетта Ассео, еврейка из Салоник, писала, что запоры у евреев «тверже цемента, крепче скал». Марсель Пруст в письмах к матери жаловался, как трудно ему бывает освободить кишечник, и эти неприятности отразились в творчестве писателя: его герой Сван также страдает «запорами пророков» [260] . А Леон Доде в романе «Во времена Иуды» с упоением описывает еврейского писателя Марселя Швоба, часами просиживавшего в туалете, чтобы облегчиться; выйдя оттуда, он становился на диво красноречивым, словно облегчил не только кишечник, но и ум.

Хронические запоры у евреев могут объясняться в первую очередь привычкой к сидячему образу жизни, кроме того — низкой сексуальной активностью. Известный английский гинеколог Мария Стоне отмечала, что запоры часто сопутствуют фригидности. Возможно и другое объяснение — религиозное. Еще эссенийцы в древней Палестине считали, что кишечник, как и все тело, в субботу должен отдыхать, в этот день они старались не отправлять естественную надобность [261] . Возможно, их примеру последовали некоторые особенно набожные евреи, а периодически подавляемый рефлекс мог отрицательно сказаться на работе кишечника.

Евреи еще в древности тщательно прятали свои испражнения. Античный историк Иосиф Флавий пишет, что в этом они следовали примеру римских солдат, которым предписывалось закапывать экскременты специальной лопаткой. Кроме того, талмудисты издревле требовали, чтобы ночной горшок находился как можно дальше от Торы. Это правило касалось также кишечных газов. Раввин Юдах говорил, что, если кто-нибудь «чихнет нижней частью» во время чтения Священного Писания, чтение следует прервать и подождать, пока выветрится запах. Другие раввины учили, что, если кто-то во время чтения почувствует, что выход газов неизбежен, он должен отойти в сторону на четыре локтя, а выпустив газы, возблагодарить создателя и лишь после этого продолжить прерванное чтение [262] . Эта «анальная мораль», столь дорогая сердцу ученика Фрейда еврея Ференци, внушалась ученикам раввинов с незапамятных времен и, похоже, крепко сидит в головах набожных евреев и по сей день, оказывая несомненное влияние на их повседневную семейную жизнь.

Использованные источники: www.e-reading.by

Похожие статьи