Алкоголизм среди педагогов

Содержание статьи

Алкоголизм среди педагогов

Глава 1. Психолого – педагогические аспекты предупреждения алкогольной зависимости в работе социального педагога

с детьми школьного возраста

1.1 Антропология алкоголизма

Алкогольные напитки стали «спутником» человека очень давно. По общепринятому мнению, они способствуют расслаблению, созданию приподнятого настроения, снижают нервное напряжение и тревогу, улучшают аппетит.

По мнению антропологов, первобытные люди стали использовать психоактивные вещества, к коим относится и алкоголь, с целью удовлетворить еще одно присущее им, кроме голода и продолжения рода, природное стремление — потребность менять свое психическое состояние.

Психоактивные растения и вещества, вызывающие временное изменение сознания наряду с экологическими и культурными факторами, изначально участвовали в формировании нейромедиаторной структуры головного мозга человека, что определило систему его психических реакций. Хотя в обыденной жизни здоровый взрослый человек, выросший в культурной среде, придерживается социальных норм, зато в травмирующих, экстремальных ситуациях пробуждается его древнее магическое мышление, требующее изменения сознания. Ведь особые состояния сознания — необходимое условие восприятия и усвоения информации, непрерывного процесса осмысления мира и развития личности. Однако при неблагоприятных обстоятельствах они предопределяют психопатологические состояния человека, в том числе формирование его зависимостей.

Спирт из ржаного сырья в России изобрели в 1448—1474 годах. Разбавленный водой, он получил название «хлебного вина» или «водки». Алкоголизация страны началась только с середины XVI века, когда государство сделало продажу спиртного статьей своего дохода и заменило сытные корчмы кабаками, где подавали только питье, но не еду.

С началом Первой мировой войны император Николай II принял самые радикальные в мире меры против алкоголизации — запретил продажу водки и других крепких напитков. Политика ограничений проводилась и в первые годы Советской власти. В результате в 1910—1940 годах Россия была одной из самых трезвых стран, занимая в мире по потреблению алкоголя 60—70 места. В застойное «запойное» время к 1980 году потребление чистого алкоголя на душу населения дошло до 11,3 л в год. В перерасчете на водку это составляло 55 бутылок на каждого человека, включая детей. Во время горбачевского «сухого» закона продолжительность жизни мужчин возросла на 3, а женщин — на 2 года. В 1994—1996 годах наша страна, выйдя на потребление 14— 16 л, в два раза превысила опасный для здоровья показатель, который, по данным ООН, составляет 8 л алкоголя в год. Когда же эта цифра достигает 20 л в год, то, по мнению экспертов, начинается распад государства и полная деградация общества. По данным Минздрава, в России около 2 млн. больных алкоголизмом, но на самом деле эта цифра в несколько раз выше.

Устойчивых норм употребления алкоголя не существует. Для каждого они — сугубо индивидуальны. Национальные традиции, социальное положение, возраст и состояние здоровья вносят свои коррективы во взаимодействие человека с «зеленым змием». Однако далеко не все могут уловить ту грань, за которой потребление спиртного становится неотъемлемой частью жизни. А доводы — типа «так принято», «надо угостить» или «неудобно отказаться» — найдутся всегда. Постепенно привычка выпить, как известно, крепнет и перерастает в органическую зависимость, когда при отсутствии алкоголя у больного развивается абстинентный синдром. Чтобы снять сильнейший физический и психический дискомфорт, пьющий стремится опохмеляться, иными словами — «лечиться» тем же, чем и отравился. По мнению врачей-наркологов, два главных критерия — потеря контроля над количеством выпитого и появление похмельного синдрома — достоверно подтверждают наличие развившегося алкоголизма.

Происходит чудовищная по сути своей ситуация, когда структуры головного мозга уже не могут функционировать без выстроившегося в цепочку из биохимических реакций алкоголя, а печень не способна его перерабатывать. Страдают и другие органы и системы. Если же мозг лишается необходимого «допинга», то в тяжелых случаях развивается отек мозга с чрезвычайно опасным делирием (от лат. – «безумие», «помешательство») — бредом со зрительными галлюцинациями или судорожным синдромом. Без медицинской помощи больной в такой момент может погибнуть.

Механизмы формирования алкогольной зависимости крайне сложны, их действие прослеживается по нескольким направлениям. Чтобы понять аспект биохимической зависимости, следует рассмотреть путь утилизации алкоголя в организме. Принятый вовнутрь этиловый спирт — уже в желудке, затем он в тонком кишечнике всасывается в кровь, которая доставляет его к печени. Печень сразу же выставляет барьеры перед этим чужеродным для организма веществом, начинает вырабатывать особый фермент, алкогольдегидрогеназу, который расщепляет этанол до вещества, получившего название ацетальдегид. Это лишь один из этапов в цепочке видоизменений алкоголя, но очень значимый. Дело в том, что ацетальдегид — сильный яд, по токсичности во много раз превышающий алкоголь. Именно он вызывает отравление организма, рвоту, головную боль, разбитость, а в дальнейшем — и похмельный синдром. Коварным свойством ацетальдегида является его способность вступать во взаимодействие с разными структурными элементами организма, повреждая их и нарушая процессы нормального функционирования.

Стараясь защититься от ядовитого вещества, печень начинает вырабатывать другой фермент, ацетальдегиддегидрогеназу, с помощью которого происходит расщепление токсина до довольно безобидного ацетата. Однако и он вносит свою лепту в разрушение печени, в частности в развитие ее жировой дистрофии.

Если бы на этом заканчивались проблемы с усвоением этанола, то, наверное, все было бы не так уж страшно. Но ведь резервы печени не безграничны, она способна выделять фермент, нейтрализующий лишь небольшое количество ацетальдегида. А когда человек систематически пьет много, этого яда образуется столько, что второй фермент не успевает его расщеплять. Таким образом, токсичного вещества накапливается все больше и больше, оно распространяется по всему организму, проникает в головной мозг, что и обуславливает неудержимое влечение к алкоголю с похмельным синдромом и прочими тяжелыми последствиями. Природный баланс двух печеночных ферментов при расщеплении этанола неодинаков у разных людей. В частности, у жителей Юго-Восточной Азии, южноамериканских индейцев и некоторых народностей Севера ацетальдегидрогеназа вырабатывается в очень малом количестве, что обуславливает генетическую непереносимость ими алкоголя. Даже после небольшой дозы спиртного резко возникает так называемая флашингреакция — крайне дискомфортное состояние с покраснением лица, тяжелыми ощущениями в области сердца и слабостью.

С одной стороны, эти неприятные ощущения являются защитной реакцией. С другой – возникает опасность формирования мгновенного алкогольного пристрастия, когда пьющий обнаруживает, что выйти из состояния дискомфорта он может лишь после «опохмелки». Примером этого может служить печальная участь народностей Севера России – чукчей, эвенков, коряков и других. Разрушение советской властью архаического уклада их жизни привело к внедрению питейных традиций и в итоге – массовой алкоголизации людей.

Кроме ацетальдегида исследователи выделяют и другие механизмы формирования зависимости. Это, например, взаимодействие алкоголя с нейромедиаторами головного мозга, с помощью которых осуществляется передача импульсов в центральной нервной системе. Поступающий в организм алкоголь, в частности, провоцирует интенсивный выброс нейромедиатора дофамина, играющего важнейшую роль в психофизических реакциях. Пребывая в постоянном состоянии дефицита он теряет способность нормально проводить импульсы. Это проявляется в ощущениях слабости, вялости и эмоционального дискомфорта человека. Прием новой дозы спиртного, вызывающей дополнительное выделение нейромедиаторов, временно снимает эти симптомы, и порочный круг замыкается. Кстати, то же происходит при употреблении наркотиков, почему алкоголь и считается легальным наркотиком.

Самым известным нейропептидом является бета-эндорфин, достаточная концентрация которого позволяет человеку испытывать различные приятные ощущения. У предрасположенных к алкоголизму людей уровень этого природного вещества исходно низок, соответственно, у них нарушен и механизм получения удовольствия естественным путем. Поэтому, чтобы получить приятные ощущения, они прибегают к потреблению алкоголя (или наркотиков), что значительно повышает концентрацию нейропептидов. Но, как и в ситуации с нейромедиаторами, искусственные стимуляторы повреждают природную систему регуляции тонких веществ: собственных опиатов организм производит все меньше, и алкоголику требуется все больший и частый внешний допинг, который разрушает организм.

Существует немало других механизмов биохимической зависимости, но и описанные позволяют понять, насколько серьезные органические поражения вызывает алкоголь в организме пьющего.

Таким образом, не смотря на политику ограничений в различные исторически периоды нашей страны, проблема массовой алкоголизации людей была и по — прежнему остается актуальной.

Использованные источники: doc4web.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Кодирование от алкоголизма панов

  Наследственные признаки алкоголизма

  Громецин от алкоголизма

  Корень копытень лечение алкоголизма

Как предупредить детский алкоголизм

Сейчас особенно много говорят о подростковом алкоголизме и активно ищут решение этой проблемы. Профилактика подросткового алкоголизма, разработанная еще в прошлом веке, не работает, пора это признать и отказаться от шаблонных методов влияния на школьников при помощи лекций и фильмов. Прежде всего нужно разобраться, по каким причинам возникает эта проблема, а затем начать искать решение.

Детский алкоголизм нуждается в активной профилактике

Истоки проблемы

Пьющие дети вызывают отвращение или слезы жалости у прохожих, но мало кто задумывался, почему этот ребенок пьян. Не нужно винить рекламу, продавцов, что продали бутылку спиртного подростку. Государство не вливает насильно в детей алкоголь, интернет не пестрит заголовками «Выпей и ты станешь счастливее».

У маленького человека начались проблемы взросления, он не знает, как их решить самостоятельно, поэтому смотрит на взрослых, пытаясь найти ответ. Родители – главный объект внимания подростка. Все свои проблемы большинство взрослых заливают алкоголем, таким же образом поступает и ребенок.

Из поколения в поколение привычка выпивать при первых же незначительных трудностях предавалась. Некоторые матери до сих пор верят, что если добавить пару капель коньяка в бутылочку младенцу, он будет крепче спать. Более варварского отношения к грудным детям нельзя придумать.

Причины

Детский алкоголизм является бичом всего мира, немало страдающих от зависимости и в России. Не всегда эти дети происходят из неблагополучных семей. Часто это всем обеспеченные, но брошенные на произвол судьбы подростки, которые вступают на неверную дорогу.

Множество неизлечимых на сегодняшний день алкоголиков начали пить в 10-13 лет. Каждый второй в возрасте 14 лет пробовал алкоголь. Каждый третий употребляет его не реже, чем раз в неделю!

Причины, по которым дети начинают пить и становятся зависимыми от алкоголя:

  • родители сами позволяют детям в возрасте до 10 лет выпить в 60% случаев;
  • плохо успевающие по школьной программе дети, искренне верящие в свою ничтожность, это 70% случаев;
  • малая занятость и слабая мотивация среди молодежи стала причиной 40% случаев;
  • 91% алкозависимых детей из неблагополучных семей, иногда с одним или двумя пьющими родителями;
  • 53% алкозависимых детей недополучают внимания своих родителей.

На данный момент профилактика алкоголизма среди подростков начинает приносить свои плоды. Многие подростки приобщились к ЗОЖ и предпочитают с пользой проводить свое время: читать, ходить в кино и т. д.

Мода на спорт и правильное питание растет с каждым днем не только среди взрослых, но и среди детей. Уже сегодня тысячи людей стараются излечиться от алкозависимости, чем подают хороший пример подрастающему поколению.

Пить и курить больше не круто, но старые привычки все еще крепко тянут подростков на социальное дно.

Причины алкоголизма среди детей

Профилактика в школе

Значительный вклад в профилактику алкоголизма среди подростков вносят педагоги. В школе у ребенка возникают первые проблемы с социальной адаптацией и половым созреванием. Там же подросток впервые пробует алкоголь в компаниях. Очень большая ответственность ложится на плечи педагога, учитывая, что в классе обычно больше 20 детей, каждого из которых нужно индивидуально простимулировать к стремлению быть лучше.

Основная задача школы – правильно сформировать у учащихся цель жизни. Прежде всего подрастающему поколению необходимо привить отвращение к алкоголю, стремление к здоровому и крепкому телу, желание достичь больших результатов.

Принципы профилактики алкоголизма у подростков в школе:

  1. организация системы противоалкогольного воспитания: необходимо проводить мероприятия и конкурсы против алкогольной зависимости на протяжении всего обучения;
  2. противоалкогольное воспитание должно предусмотреть постепенное просвещение о минусах опьянения и влиянии алкоголя на организм, необходимо учесть возрастную категорию и психологические особенности учащихся;
  3. если имеется возможность, пригласить на открытый урок медика, полицейского, человека, преодолевшего проблему. Можно попросить их рассказать детям об особенностях алкогольной зависимости и ее последствиях;
  4. необходимо подключить родителей к воспитанию отвращения к алкоголю.

В начальной школе профилактика детского алкоголизма проводится в несколько этапов. Детям младших классов даются антиалкогольные уроки при изучении темы «Охрана здоровья». С 5 класса проводятся беседы с приглашенными людьми, рассказывающими о вреде алкоголя и о том, как он влияет на жизнь человека.

В 8-11 классе проводятся отдельные лекции на тему бесплодия из-за алкогольной зависимости, о том, к чему приводит опьянение.

Также школа может влиять на судьбу родителей-алкоголиков. Профилактика алкоголизма в школе затрагивает и такую тему, как лишение родительских прав, штрафы. Здесь можно использовать профилактические беседы с психологом. Часто страх потерять самое дорогое заставляет непутевых родителей отказаться от спиртного и начать менять свою жизнь в лучшую сторону.

Профилактика в семье

Если с рождения ваш малыш наблюдает за поведением пьяного отца или матери, не раз поднимающими бокал или рюмку, его ждет та же участь алкоголика. Некоторые матери употребляют горячительное еще при вынашивании ребенка и кормлении грудью, в этом случае зависимость приобретает врожденный характер, и от нее уже не избавиться.

Чтобы избежать беды, необходимо создать благоприятную среду для вашего чада в семье:

  • наладить отношения со всеми родственниками;
  • научить подростка правильному отношению к своему здоровью;
  • мотивировать его на поступки и проявлять интерес к его увлечениям и достижениям;
  • проводить беседы о вреде алкоголя как можно чаще, но делать это ненавязчиво;
  • подавать пример трезвой жизни, поскольку ваши дети стремятся быть похожими только на вас.

То, что он встал на ноги и пошел в школу, не значит, что он больше не нуждается в вашей защите и поддержке. Учебная организация не может воспитать достойного человека в одиночку. Проявляйте интерес к своему ребенку, спросите, как прошел его день, выслушайте. Это ваше чадо, и только вы несете ответственность за то, что с ним случится в будущем.

Профилактика подросткового алкоголизма

Признаки зависимости

Иногда лидером группы подростков становится алкозависимый ребенок, пытающийся приобщить к вредной привычке своих друзей. В этом случае стоит обратить внимание на его поведение. Можно выделить следующие странности:

  • резкая смена настроения;
  • появление секретов от родителей и учителей;
  • потеря интереса к хобби;
  • резко упавшие оценки;
  • неожиданно ему потребовалось больше карманных денег без какой-либо причины.

Если от него пахнет спиртным, вы нашли в его рюкзаке бутылку пива, не стоит тешить себя самообманом – у вашего ребенка зависимость.

Вы должны донести всю суть дела, помочь решить проблему и вернуть его на правильный жизненный путь. Задача любого родителя – не оставаться в стороне.

Карманные деньги ребенок может тратить на алкоголь

Последствия

Последствия подросткового алкоголизма не исцелить, здоровье навсегда останется поврежденным. Расстройства ЖКТ, тахикардия, варикоз, повышение артериального давления, аритмия. Иммунитет сильно ослабевает. Самое опасное и необратимое последствие детского алкоголизма – нарушение функций головного мозга, личность необратимо деградирует.

Профилактика алкоголизма у подростков – одна из актуальных тем у родителей и общеобразовательных учреждений. Несмотря на все принятые меры для запрета продажи алкоголя несовершеннолетним, ограничения на отпуск продукции после 22:00, проблема детского алкоголизма остается важной и сегодня.

Беда детской зависимости в том, что она оставляет непоправимый след, поскольку растущий организм с легкостью привыкает к яду.

Наивно полагать, что проблема разрешится сама собой нельзя. Сегодня ваш подросток только попробует, а потом алкоголь уничтожит его жизнь и здоровье. Не позволяйте и вашему чаду стать жертвой этой вредной привычки.

Использованные источники: urazuma.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Кодирование от алкоголизма панов

  Наследственные признаки алкоголизма

  Громецин от алкоголизма

  Выявление ранних признаков алкоголизма

Профилактика алкоголизма среди детей и подростков

Личность человека начинает формироваться уже в раннем возрасте. Именно поэтому профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних должна начинаться как можно раньше. Важно уделить внимание формированию здоровой и высоконравственной личности. С раннего детства показать человеку верные ориентиры в жизни.

На данный момент профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних крайне не эффективна. Очень низкое внимание уделяется профилактическим программам. Средства массовой информации почти не задействованы в профилактической и просветительной работе. Общественные и государственные программы, которые направлены на борьбу с алкоголизмом, а также на профилактику алкоголизма, слабо работают.

Для того чтобы профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних возымела свои действия, нужно проводить её на различных уровнях.

Профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних на уровне семьи

В семье должны быть созданы условия для ведения здорового образа жизни. Родители обязаны быть примером для своих детей. В связи с этим родители, не употребляющие алкоголь, являются отличным примером для них. Воспитание детей направленное на формирование отрицательного мнения об алкоголе, должно иметь важное место.

Профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних на уровне школы

Несовершеннолетние проводят значительное количество времени в школе. Именно там закладывается мнение об окружающих людях: сверстниках, взрослых. В школе нужно создавать условия поощряющие занятия спортом, физическими упражнениями. Учителя должны обладать нужными качествами и быть примером для несовершеннолетних. Должны проводиться профилактические мероприятия, указывающие на пагубное воздействие алкоголя.

Профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних со стороны государства

Государство должно применять разные профилактические меры, которые способствуют выработке у граждан, такого образа жизни, при котором употребление алкоголя исключалось бы вообще, либо значительно ограничивалось. Для этого нужно применять:

  • Контроль за качеством алкогольной продукции выпускаемой в государстве;
  • Запрещение и ограничение употребления алкоголя несовершеннолетними;
  • Запрещение продажи спиртных напитков лицам моложе 18 лет;
  • Предусмотреть уголовную ответственность за втягивание несовершеннолетних в распитие алкоголя, а также за доведение до алкогольного опьянения;
  • Создание условий, при которых употребление алкоголя в производственном коллективе, было бы невозможным;
  • Уголовное и административное наказание лиц, появляющихся в нетрезвом виде в общественных местах;
  • Поощрение и стимулирование рекламы, рассказывающей о вреде алкоголя.

Запрет брать на работу несовершеннолетних, связанную с производством, торговлей, хранением алкогольных напитков.

Советы родителям по профилактике алкоголизма.

В последнее время отмечается рост заболеваемости алкоголизмом среди подростков, возраст больных алкоголизмом с каждым годом уменьшается.

Причины подросткового алкоголизма

Одна из основных причин подросткового алкоголизма — взаимоотношения в семье. Подросток может начать употреблять алкоголь, если в семье негативные межличностные отношения, насилие, непонимание, чрезмерная опека со стороны родителей. Часто подростки пробуют алкоголь в семьях, где принято со спиртным отмечать «семейные праздники», «приход гостей» расслабляться по выходным.

Для подростков очень важными являются отношения с друзьями. Поэтому они могут употреблять алкоголь:
• чтобы не отставать от своих выпивающих друзей, быть более коммуникабельным, много говорить, не бояться сторонней оценки своих суждений;
• чтобы чувствовать себя сексуально привлекательным, нравиться противоположному полу;
• быть смелее и увереннее в себе;
• чтобы отвлечься от сложной действительности.

Последствия употребления алкоголя подростками

Регулярное употребления алкоголя подростками гораздо серьезнее и опаснее, чем алкоголизм в зрелом возрасте. Потому что в этот время происходит рост и развитие всех жизненно важных систем органов и функций человека. Алкоголь затрагивает все системы органов человека:
• происходят сбои в работе желудочно-кишечного тракта;
• повреждается печень, развивается гепатит, цирроз печени;
• нарушается работа поджелудочной железы;
• деятельность сердечно-сосудистой системы;
• развиваются воспалительные заболевания почек.
• появляются различные воспалительные заболевания в легких, бронхах, гортани, носоглотке;
• снижается иммунная защита организма.

У подростка появляются эмоциональные нарушения: огрубение, взрывчатость, беспечность, внушаемость. Отсутствует контроль за своим поведением. Естественным считается прием алкогольных напитков в выходные дни, во время отдыха с друзьями. Выпивка принимает регулярный характер. В результате этого, употребление спиртного незаметно становится практически главным смыслом жизни.

Как распознать что подросток начал употреблять алкоголь

Необходимо обратить внимание на резкое изменение в поведении ребенка.
• Если появились такие черты как грубость, агрессия, раздражительность.
• Ребенок стал замкнутым, скрытным.
• В доме пропадают деньги, вещи.
• У ребенка резко снизилась успеваемость.
• Приходит поздно домой с запахом алкоголя.

Что делать если подросток пришел домой пьяным

С подростком необходимо поговорить. Но разговор лучше отложить до утра, в состоянии алкогольного опьянения подросток не станет слушать никакие доводы.

В разговоре с подростком необходимо выяснить причины, по которым он решил попробовать алкоголь и найти способ достигнуть тех же целей, но без спиртного. Научить подростка отстаивать свое мнение, говорить «Нет». Это поможет подростку завоевать авторитет среди сверстников, без выпивки.

Если ребенок всерьез интересуется спиртным, необходимо обратиться за помощью к врачу или психологу, специалисты дадут соответствующие рекомендации и при необходимости проведут анонимное лечение алкоголизма.

Подростки из благополучных семей и алкоголизм

Многие люди думают, что детский алкоголизм распространен только в неблагополучных семьях, где родители часто сами страдают от алкогольной зависимости. Часто алкоголиками становятся дети из благополучных семей, где родители не страдают алкоголизмом и в материальном плане полностью обеспечивают своих детей.

В таких семьях родители часто заняты, и не всегда следят за развитием своего ребенка.

Часто родители не знают, с кем общается их ребенок, чем он занимается в свободное время, как, где и с кем он проводит свое время. Родители часто считают, что главное в воспитании ребенка, это обеспечить его здоровым питание, хорошей одеждой и карманными деньгами.

Когда подросток начинает вести себя странно, часто вызывающе и дерзко, они оправдывают его поведение переходным возрастом или еще чем-нибудь, и решают все трудности и споры подарками и карманными деньгами, даже не подозревая, что эти деньги продолжают спонсировать детский алкоголизм.

Как уберечь детей и подростков от алкоголизма

Подросток должен чувствовать себя комфортно в своей семье, чувствовать, что его понимают. Воспринимать своих родителей в качестве самых умных наставников в жизненных вопросах.

• Проявляйте уважение к подростку. Не манипулируйте своим опытом и возрастом. Не показывайте свое превосходство.
• Найдите общее увлечение. Оно позволит с большим удовольствием проводить совместно свободное время.
• Помогите подростку стать личностью, достойным взрослым человеком.
• Будьте всегда авторитетны, а для этого всегда ведите себе достойно в любых ситуациях.

Профилактика алкоголизма в школе

Что такое профилактика алкоголизма? Это система мер направленных на усиление факторов защиты среди населения от алкоголизма. Как известно, определенные жизненные ситуации могут способствовать, либо наоборот препятствовать началу употребления алкоголя. Те обстоятельства, что способствуют употреблению алкоголя, называются факторами риска, а те, что способствуют снижению – факторы защиты. В течение жизни на человека воздействует как те, так и другие факторы, профилактика алкоголизма же направлена на усиление факторов защиты. К числу последних можно отнести: благополучие в семье, физическое и психическое здоровье, регулярное медицинское наблюдение, устойчивость к стрессам, хороший уровень достатка, соблюдение общественных норм и другие.

В Республике Беларусь профилактика алкоголизма остается одной из самых актуальных проблем. Рост алкоголизации населения показывает, что работа в этом направлении необходима. И особое место, конечно, здесь занимает профилактика алкоголизма среди подрастающего поколения, среди детей и подростков.

Первичная профилактика алкоголизма.

Специалисты разделяют профилактику алкоголизма на три стадии: первичная, вторичная и третичная. Нас же будет интересовать главным образом первичная профилактика алкоголизма.

Цели. Эта стадия имеет своей целью предупредить начало употребления алкоголя среди тех, кто еще не употреблял алкоголь. Поэтому она нацелена, прежде всего, на детей, подростков и молодежь. Главная цель этого этапа состоит в том, чтобы сформировать негативное отношение к злоупотреблению алкоголем, способствовать уменьшению количества людей, у которых может возникнуть алкоголизм. Более того, в общем, можно сказать, что этот этап профилактики предполагает даже не столько предупреждение алкоголизма, сколько сохранение и укрепление здоровья человека, формирование здорового образа жизни среди населения.

Задачи. Для первичной профилактики алкоголизма в школе характерны три главных задачи. Во-первых, проведение широкой воспитательной работы среди учащихся. Во-вторых, санитарно-гигиеническое противоалкогольное воспитание. И последнее, формирование трезвеннических установок.

Принципы. Основу профилактики алкоголизма в школе составляют следующие принципы:

1. Противоалкогольное просвещение должно быть представлено в виде целостной системы противоалкогольного воспитания, проводится на протяжении всех лет обучения и направлено на формирование в сознании детей и подростков нетерпимого отношения к любым проявлениям пьянства и алкоголизма;

2. Программа противоалкогольного воспитания должна предусматривать постепенное, с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, раскрытие сторон отрицательного влияния алкоголя на здоровье человека и жизнь общества в целом;

3. Противоалкогольная работа в школах должна проводиться преимущественно силами учителей с приглашением для чтения отдельных специалистов;

4. Противоалкогольное просвещение должно распространяться и на родителей учащихся.

Использованные источники: nacha.schools.by

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Препарат для лечения алкоголизма без ведома

  Кодирование от алкоголизма панов

  Наследственные признаки алкоголизма

  Смерть от сердечной недостаточности алкоголизма

Профилактика алкоголизма среди подростков. Рекомендации для педагогов

Пристрастие к алкоголю не возникает из ниоткуда. К сожалению, первые шаги на пути к алкогольной зависимости человек совершает уже в подростковом возрасте. Именно тогда периодические встречи «под градусом» с друзьями кажутся безобидными, а алкоголизм — чем-то нереальным, свойственным только неблагополучным «элементам общества». Но все мы понимаем, что, на самом деле, это далеко не так. Алкоголизация среди подростков и молодежи – это одна из самых страшнейших проблем, с которыми борется общество. И самое грустное, что эта проблема прокрадывается в семьи очень тихо и незаметно – о ней все догадываются, но, как правило, либо не замечают, либо стараются не замечать. О том, что подросток употребляет алкогольные напитки, в семьях и, тем более, в образовательных организациях, к сожалению, узнают слишком поздно – случайно застукав или получив предупреждение из правоохранительных органов. А ведь семья и школа – это именно те два института общества, на которых лежит непростая задача – профилактика алкоголизма среди подростков. И если в семье найти правильный подход гораздо легче, то в образовательных организациях нужно очень грамотно и аккуратно выстраивать профилактическую работу. Педагогическое сообщество, борцы за здоровый образ жизни и психологи давно признали, что лекциями и нотациями такую работу вести бесполезно. В этой статье мы собрали общие рекомендации психологов и педагогов по организации и проведению подобной работы в школах.

Первое, о чем говорят все специалисты в сфере борьбы с алкоголизмом (да и с другими зависимостями) среди подростков – это необходимость вести планомерную работу с подростками и родителями. Если по первой аудитории все понятно, то почему так важно не забывать про работу с семьей? Все очень просто – именно родители являются для ребенка примером для подражания, именно родители должны формировать нравственный центр подростка, помогать избегать ошибок или помогать решать возникающие проблемы. А еще родители должны уметь принимать проблемы ребенка, не закрывать глаза на «темные стороны» своего чада – они должны решать проблему, а не отрицать ее.

Самыми простыми и эффективными формами работы по названным направлениям являются открытые уроки с учащимися и родительские собрания. На что рекомендуется делать упор – разберем подробнее.

Одного открытого урока за учебный год, конечно же, мало – такая работа должна быть регулярна и системна. Тематика может немного отличаться – касаться, например, различных зависимостей или здорового образа жизни в целом. На подобных уроках подростки должны не просто узнать о негативных последствиях употребления алкоголя для здоровья и психики, но и самостоятельно осознать альтернативные пути жизни, научиться применять полученные знания в реальной жизни. Нельзя строить урок в формате постоянных «запретов» — слово «НЕТ» влечет еще сильнее. Подростки должны в ходе работы делать самостоятельные выводы. Задача педагога аккуратно подтолкнуть аудиторию к правильным выводам. Самые популярные форматы открытых уроков – тренинги, групповые дискуссии. Важно не забывать про интерактивность – ведущий урока должен быть вооружен наглядными материалами, видеороликами. А самое главное, что ему должны доверять – это может быть классный руководитель, школьный психолог или привлеченный молодой специалист, который по принципу «равный равному» успешно сможет включить школьников в диалог. Приветствуются темы, связанные с проблемами взросления, общественными ярлыками и стереотипами о том, что модно, круто или, наоборот, скучно. Очень важно в такой работе научить подростков доверию в семье, умению самостоятельно (без алкоголя или наркотических средств) справляться со стрессовыми или негативными ситуациями. Очень важна не только концентрация внимания на индивидуальности каждого учащегося. В рамках таких открытых уроков нужно обязательно работать над сплочением, командообразованием, формированием доверительных отношений между одноклассниками.

Это основные методические рекомендации для проведения открытых уроков. Сегодня в сети интернет и в различных методических материалах официальных организаций по борьбе с алкоголизацией можно найти практически пошаговые инструкции, которые педагоги могут использовать по-своему усмотрению. Важно понимать, что профилактическая работа должна вестись всегда по принципу «равный равному», в совместном поиске правильных ответов, а не в нотациях и нравоучениях. Детей не всегда нужно пугать, им нужно давать возможность самостоятельно разбираться в сути.
Родительские собрания.

Что касается работы с родителями, она также должна быть систематизирована и логична. Понятно, что время общения педагога с родителями всегда значительно короче, чем с учащимися. Как правило, час-два один раз в четверть. Можно эффективно выстроить работу и за это время. Основное, что должен сделать учитель – это попытаться снять с родителей «розовые очки». Это не значит, что нужно назвать всех детей алкоголиками или на конкретном ребенке проучить всех родителей. Это значит, что нужно подчеркнуть всю серьезность проблемы в целом. С родителями также не мешает использовать визуальные материалы, им можно приводить статистику (взрослые любят и доверяют цифрам). Основные акценты нужно, конечно, делать на информирование о признаках употребления подростком алкоголя, последствиях и необходимых методиках (с точки зрения психологии) общения с ребенком на такие темы в качестве, как профилактики, так и уже по факту происходящего. Но учитель должен всегда помнить, что взрослые, как и дети, очень не любят, когда их учат, читают нотации. Нужно добиться от родителей понимания, что вы одна команда, что вас очень волнует судьба их детей.

Использованные источники: www.takzdorovo.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Препарат для лечения алкоголизма без ведома

  Коррекция подросткового алкоголизма

  Пагубное влияние алкоголизма

Учебно-методический материал на тему:
«Пивной алкоголизм среди подростков. Технология работы социального педагога по профилактике алкоголизма в подростковой среде».

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Пивной алкоголизм среди подростков. Технология работы социального педагога по профилактике алкоголизма в подростковой среде».

«Не СПИД, не туберкулез погубит

Россию, а пивной алкоголизм

среди юного поколения»

Мало кто начинает употреблять наркотики, втягивая носом кокаин или впрыскивая себе героин. Обычно все начинается с тех товаров, которые продают в магазине на углу, — табака, алкоголя, продуктов бытовой химии.

У нас в России закон запрещает продавать спиртные напитки лицам моложе 18 лет. Это не случайно, потому что у подростков и молодых людей от 13 до 19 лет употребление алкоголя приводит к гораздо большему числу тяжелых последствий, чем употребление других наркотиков. Среди подростков алкоголь вызывает больше смертей, чем какое-либо другое наркотическое вещество. Алкоголь часто повинен в смерти молодых людей по таким причинам, как убийство, самоубийство, купание в состоянии алкогольного опьянения, аварии при езде на велосипеде, мотоцикле, автомобиле.

Кроме того, алкоголь играет важную роль в подростковой преступности, сексуальной неразборчивости, а также в изнасилованиях, иногда совершаемых при свиданиях.

Другая отрезвляющая правда о действительном положении с пьянством, это то, что оно часто начинается в раннем возрасте.

Согласно данным диагностики в нашей школе, примерно каждый второй учащийся четвертого класса уже пробовал алкоголь. Это число возрастает до 85% для учеников среднего звена. В старших классах (9 класс) уже больше половины учащихся регулярно употребляют спиртные напитки.

Исследования, проведенные во многих странах, свидетельствуют, о том, что у подростков алкоголизм формируется в 3-4 раза быстрее, чем у взрослых, и имеет более злокачественное течение. А пиво считается «классическим стартовым напитком», с которого начинали все алкоголики, постепенно переходя к более крепким напиткам.

Подросткам не верится, что пиво может довести до настоящего алкоголизма, ведь алкоголя в нем не много. Но пиво содержит изрядную дозу алкоголя, достаточную как для развития алкоголизма, так и для токсического воздействия на организм в первую очередь от этого страдают сердце, печень и мозг.

Поскольку пиво обычно не вызывает такого сильного опьянения, как крепкие напитки, его употребление лояльно воспринимается семьей и обществом. Из-за этого употребление пива увеличивается, и это, в свою очередь, способствует развитию алкоголизма.

Подросток гораздо быстрее получает психотропный эффект – кайф от пива – и сознательно стремится к этому. Он постепенно приучается не только к обычному опьяняющему действию алкоголя, но и к «успокаивающему нервы» седативному средству. Постепенно такое приятное расслабление хочется повторять и повторять – пиво становится необходимым элементом отдыха и расслабления. Дозы приходится увеличивать. Употребление пива становится привычкой, а его составляющие подобно настоящим наркотикам включается в обмен веществ. Он не осознает, что пьет алкогольный напиток, который изменяет его психику. А привычка к такому поведению быстро и резко деформирует личность в целом.

А поскольку в глазах общества пиво практически не считается алкоголем, и его частое употребление не вызывает никакой тревоги, продолжение «пития» вызывает алкоголизм. Причем, пивной алкоголизм формируется гораздо быстрее водочного.

С точки зрения наркомании, пивной алкоголизм это тяжелый, трудно поддающийся лечению вариант алкоголизма. Ученые провели исследования и выяснили, что пиво влияет на человеческий организм гораздо пагубнее других алкогольных напитков.

Больные пивным алкоголизмом поступают в больницы в крайне тяжелом запущенном состоянии, чаще всего с выраженным слабоумием и снижением личностной оценки. Таковы основные социальные последствия пивного алкоголизма.

Для тех же юных потребителей, которых не прельщает вкус пива, в продаже появляются напитки, содержащие различные ароматические добавки и красители с добавлением этилового спирта. Нашим подросткам, выросшим на различных газированных напитках, лимонадах, они очень нравятся. Алкогольные коктейли приучают молодежь к выпивке и способствуют распространению алкоголизма среди подростков.

Особенно опасны баночные коктейли, различные «джин-тоники», «отвертки», «ягуары», алкогольные энергетики и т. Д.

Смесь из сахара, алкоголя и газа весьма неудачна и гремуча. Эти компоненты усиливают всасывание друг друга. В результате организм получает двойной удар: по мозгам бьет алкоголь, а по поджелудочной железе – сахар ( в одной баночке содержится 5-6 кусочков «белой смерти»). Для человеческого организма это слишком, а для детского – особенно. (см. приложение).

Помимо алкоголя в них добавлена куча различных синтетических химических соединений, которые наряду с алкоголем усиливают разрушение организма, а некоторые из них являются даже более опасными, чем алкоголь. Чем больше в напитке сопутствующих химических соединений, тем он тяжелее для переработки.

К рядам «пивных алкоголиков» можно смело добавить и ряды «джин-тониковых», причем это как правило дети, подростки, молодежь. Привыкнуть к коктейлям очень легко, особенно для неокрепшего подросткового организма.

Производители данных напитков многое не договаривают, они ограничиваются надписью, что не рекомендуется выпивать более 1 банки в день, а также больным и беременным. Однако подростки не ограничиваются одной банкой коктейля, в среднем они потребляют по 2-3, а на дискотеках и 8-10 банок за ночь. В наше время уже известны смертельные случаи после употребления нескольких банок «Ягуара».

Если подросток выпивает 3-4 раза в месяц это уже злоупотребление, и очень серьезное. Не существует понятия безвредного пития, будь то пиво или алкогольные коктейли.

Работа социального педагога по профилактике алкоголизма среди подростков носит комплексный характер и включает следующие направления:

  • Индивидуальное изучение подростков; их социального окружения; изучение семей. Алкогольная зависимость это болезнь. А значит, возможна предрасположенность к ней, как к любой другой болезни. Не всегда человек знает, какие гены в нем заложены. Но если родители пьют, наверняка есть все основания считать, что ребенок унаследовал такую предрасположенность.
  • Профилактика причин и последствий алкоголизма;
  • Организация свободного времени подростков;
  • Антиалкогольное воспитание и просвещение не только учащихся, но и педагогов и родителей.

Формы и методы, применяемые в профилактической работе – это анкеты, опросы, беседы, тренинги, игры и т. д. Профилактические меры более эффективны, если включают взаимодействие с психологами, медицинскими работниками, правоохранительными органами, родителями подростков, общественными организациями.

Профилактика алкоголизма среди подростков подразумевает формирование тезвенических установок. Одним из путей формирования трезвеннических установок среди подростков является система противоалкогольного воспитания в школе. Которое должно проводиться на протяжении всех лет обучения и направляться на формирование в сознании детей и подростков нетерпимого отношения к любым проявлениям пьянства; постепенное, с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся; раскрытие отрицательного влияния алкоголя на здоровье человека и жизнь общества в целом; в школе необходимо привлекать учащихся старших классов для работы по первичной профилактике в младших классах. Эта форма предупреждения во всем мире признана наиболее эффективной, поскольку знания становятся убеждениями, когда передаются другим.

Использованные источники: nsportal.ru

Похожие статьи