Алкоголизм подростков как социально-педагогическая проблема

Алкоголизм детей как социально – педагогическая проблема

Алкоголизм детей как социально – педагогическая проблема .doc

Неблагоприятные биологические факторы неодинаковы по силе повреждающего действия на нервную систему, по степени участия в развитии злоупотребления алкоголем у подростков. Наибольшее значение имеют такие биологические факторы, как злоупотребление алкоголем родителями до рождения ребенка, наследственная отягощенность в отношении психических заболеваний, наличие психических отклонений у подростков. Таким образом, неблагоприятные биологические факторы являются своего рода катализаторами процесса злоупотребления алкоголем, порождаемого неблагоприятными семейными и поведенческими факторами.

Рассмотрим особенности алкоголизма у подростков. Факт употребления спиртного в подростковом возрасте – уже патология, независимо от количества принятого алкоголя. Прием доз, даже невысоких для взрослого человека, является чрезмерным для подростка и приводит к алкогольному отравлению. Несовершеннолетние с самых первых этапов начинают злоупотреблять спиртным; у многих из них бывает тяжелая алкогольная интоксикация с рвотой и потерей сознания. Тяжелые степени опьянения часто сопровождаются нарушением сознания. Это состояния, требующие медицинской помощи, и нередко такие подростки попадают в токсикологические отделения больниц с алкогольным отравлением. Без медицинской помощи возможен смертельный исход.

После передозировок с тяжелыми формами нарушения сознания возникают амнезии – подросток не может вспомнить произошедшего или помнит лишь самое начало выпивки. Раннее появление амнезий – плохой признак с точки зрения прогноза. Амнезия – это всегда следствие нарушения сознания и соответственно повреждения головного мозга. Даже однократная амнезия – грозный симптом, который свидетельствует о неблагополучии центральной нервной системы. А если это частое явление и амнезии бывают длительными, то тем более. Такие тяжелые нарушения в столь юном возрасте неизбежно сказываются на его интеллекте и дальнейшем психическом развитии.

Пьющих подростков не пугают случаи передозировок с последующей амнезией, и это, как правило, не удерживает их от дальнейшего приема спиртного. На этом этапе влечения к алкоголю еще нет. В результате регулярного потребления спиртного, утраты рвотного рефлекса и возрастания переносимости алкоголя начинает формироваться влечение к нему. У подростков формирование всех симптомов алкоголизма происходит очень быстро, и отрезки времени между появлением все новых симптомов непродолжительны. Многие симптомы возникают гораздо раньше, чем при типичном алкоголизме взрослых. Влечение к алкоголю проявляется в том, что подростку начинает нравиться состояние опьянения как состояние веселья, интересных «приключений». Делинквентное поведение практически всегда связано с употреблением спиртного. Учащиеся начинают прогуливать занятия, грубят учителям и родителям, задирают более слабых, зная, что за их спиной стоит их группа и ощущая себя сильными и непобедимыми, изыскивают всевозможные способы добывания денег на спиртное. А поскольку легальным способом они добыть их не могут, рано или поздно пьющие подростки решаются на криминальные действия. Совершив преступление и оставшись безнаказанными (как нередко бывает), они без всяких опасений вновь совершают противоправные поступки.

Многие родители «прозревают» и узнают о поведении сына или дочери только после задержания их работниками правоохранительных органов.

В целом проявления алкоголизма у подростков отличаются от алкоголизма взрослых и ускоренным развитием, и атипичностью многих проявлений.

Психиатры считают, что между возрастом, когда начинается злоупотребление алкоголем, и тяжестью алкоголизма существует пропорциональная зависимость — чем раньше начинается потребление алкоголя, тем тяжелее протекает заболевание. Алкоголизм у несовершеннолетних формируется в 2-4 раза быстрее, чем у взрослых. У подростков многодневное пьянство возможно уже в первой стадии. Регулярные передозировки с тяжелым опьянением тоже возникают уже на первой стадии. Похмельный синдром формируется быстро — через 1-3 года систематического пьянства.

Гораздо быстрее, чем у взрослых, наступает и прогрессирует психическая деградация. Пьющие подростки тупеют, их интеллектуальное развитие значительно отстает от возрастных норм, они не способны концентрировать внимание и усваивать новый материал, быстро прогрессируют нарушения памяти. Подростки становятся апатичными, ко всему безразличными, кроме выпивки, как взрослые алкоголики на третьей стадии. Они отстают от сверстников в общем физическом развитии и росте, худеют, кожа у них приобретает серовато-бледный цвет, вялая, могут появиться преждевременные признаки одряхления — некоторые пристрастившиеся к алкоголю учащиеся выглядят, как маленькие старички. У большинства из них развиваются малокровие, гастрит, различные эндокринные нарушения и заболевания внутренних органов.

В целом прогноз алкоголизма у подростков неблагоприятный на любой стадии. Они очень трудно поддаются лечению, да большинство их и не хочет лечиться. В наркологической больнице они постоянно нарушают лечебный режим, при малейшей возможности выпивают или переходят на прием наркотически действующих средств. Чаще, чем взрослые алкоголики, они погибают от несчастных случаев, в драках, бывают и самоубийства.

Выводы по 1-ой главе:

Изучение употребления алкоголя среди детей в Росси во многом опирается на опыт подобных исследований за границей, которые в конце XIX – начале XX в. широко проводились в Западной Европе и Северной Америке и велись в самых различных направлениях.

В России в то время были широко распространены питейные обычаи, способствующие привыканию к алкоголю с раннего детства. Было принято приучать детей к водке с грудного возраста с постепенным повышением дозы спиртного до нескольких рюмок. В народе существовало поверье, что если давать детям водку, то они не будут пить, когда станут взрослыми. Спиртные напитки обычно давали слабым, истощенным, рахитичным детям для «укрепления организма», «улучшения» сна и аппетита. Портвейн служил средством повышения аппетита, малиновая настойка – при простудных заболеваниях, кагор и черемуховую наливку применяют при поносе, «рябиновку» – при глистных инвазиях и т.д. В бедных слоях населения водка считается универсальным лечебным средством.

Среди исследований влияния алкоголя на детский организм, прежде всего, выделяется работа И. В. Сажина «Влияние алкоголя на нервную систему и особенности развивающегося организма» (1902). В ней содержатся многочисленные, порой уникальные опыты и наблюдения о влиянии алкоголя на нервную систему ребенка; убедительными примерами доказывается, что уже небольшие дозы алкоголя губительно влияют на формирующийся мозг и особенности растущего человека.

Анализ отечественной литературы по проблеме детской и юношеской алкоголизации, вышедшей с начала 90-х гг. и по 1914 г. (исследования прекращены в связи с войной), позволяет выделить следующие основные направления:

    • изучение факторов, способствующих развитию алкоголизации среди учащихся (Григорьев, 1898, 1900; Дембо, 1900; Коровин, 1908; и др.);
    • исследование влияния алкоголя на детский и юношеский организм (Горячкин, 1896; Эрисман, 1897; Сажин, 1902; Щербаков, 1907; и др.);
    • изучение возможностей школы в борьбе с алкоголизмом (Португалов, 1895; Вирениус, 1900; Невзоров, 1900; Плотников, 1900; Канель, 1909, 1914; Гордон, 1910; и др.).

В большинстве работ этого периода использовались методы опроса и интервью либо анкетирования.

Одна из ранних попыток изучить масштабы алкоголизации среди детей принадлежит редактору первого русского антиалкогольного журнала «Вестник трезвости» (1894-1898) Н. И. Григорьеву. Таким образом, в исследованиях 20-30-х гг. дана в основном картина существовавшей в то время алкоголизации детей и подростков с особым акцентом на влияние семьи, родителей в приобщении детей к спиртному.

Современный период изучения ранней алкоголизации отмечен многочисленными попытками более глубоко раскрыть причины злоупотребления спиртными напитками.

Таким образом, развитию алкоголизма способствует комплекс факторов биологического и социального плана. Формирование и психическое развитие ребенка происходит в результате тесного взаимодействия трёх компонентов: биологического (организм ребенка, уровень его зрелости, особенности функционирования различных органов и систем), социального (люди с их делами, взглядами, отношениями, поступками, идеалами, среди которых живет и с которыми общается ребенок) и поведенческой активности ребенка, под которой понимается физическая и умственная (стремление узнать, что это такое, как устроено и т.д.) деятельность.

Среди этих компонентов развития личности решающим является социальный – фактор общения, взаимодействия и жизни среди других, в особенности взрослых, людей. Взрослые не только передают детям знания об окружающем мире, но и под их воздействием формируются взгляды, отношения к окружающему, складываются черты характера, образ жизни и поведения подрастающего человека.

Факторы поведения являются ведущими и оказывают прямое влияние на развитие злоупотребления алкоголя несовершеннолетними.

Биологические факторы оказывают меньшее влияние на развитие злоупотребления алкоголем. Обусловливая в большей или меньшей степени конституционно- психологические отклонения или дефекты, они делают организм ребенка, подростка более уязвимым по отношению к алкоголю. Биологически отягощающие факторы способствуют ускорению перехода к систематическому, частому употреблению алкоголя и формированию алкогольной зависимости у подростков.

Глава 2. Система профилактической работы с подростками, склонными к употреблению алкоголя

2.1.Социально – педагогическая деятельность с детьми, склонными к употреблению алкоголя

Социально – педагогическая деятельность — это деятельность, направленная на конкретного ребенка, способствующая решению его индивидуальных проблем посредством изучения личности ребенка и окружающего его социума; поиска адекватных способов общения с ребенком; выявления средств, помогающих ребенку самостоятельно решить свою проблему.

Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных мероприятий, а также путем организации различных сфер жизнедеятельности детей.
Социально-педагогическая деятельность опирается на следующие принципы:
•индивидуально-личностный подход к ребенку,

•опора на положительные стороны личности ребенка,

•объективность подхода к ребенку,

Ранее отмечалось, что социально-педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет свою структуру, которая включает нескольких относительно самостоятельных, но в то же время зависимых друг от друга компонентов: цель, субъект, объект, функции, методы, формы. Рассмотрим структуру социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя, раскрывая содержание каждого из ее
компонентов. Целью социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к алкоголизму, является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации детей.

Первый фактор — индивидуально-психический, включающий в себя: искажение личностных черт, деформацию мотивационной сферы, несформированность навыков.

Второй фактор — индивидуально-соматический — предполагает наличие у ребенка, склонного к алкоголизму, наследственных соматических заболеваний, ведущих к отставанию в физическом развитии.
Третий фактор — социальный внешкольный, включающий нарушение прав ребенка со стороны взрослых, отсутствие опеки над ребенком либо гиперопека, вовлечение ребенка в противоправные действия, низкий социальный статус семьи, неадекватные взаимоотношения в семье.

Четвертый фактор — социальный школьный, где в качестве составляющих включены следующие компоненты: негативно влияющий социально-психологический климат учебной группы (класса), низкий социальный статус группы.

Это основные факторы, влияющие на ребенка и ведущие к развитию у него алкогольной зависимости. Поэтому социально – педагогическая деятельность должна быть направлена на минимизацию или полное устранение факторов, осложняющих социализацию ребенка.

Цель социально-педагогической деятельности может быть реализована путем решения следующих задач: 1. Создание форм активной действенной социально-педагогической помощи и защиты для конкретного ребенка.
2. Формирование у подростка позитивных ценностных ориентации в процессе социально-педагогической и коррекционной работы.
3. Вовлечение подростков в социально-полезную деятельность, формирование у него разносторонних интересов и увлечений.
4. Воспитание активной личности, привитие ей качеств гражданина, семьянина, формирование положительной самооценки.
5. Укрепление физического и психического здоровья ребенка путем осуществления комплекса медицинских, психолого-педагогических и других мероприятий.
6. Формирование основ правовой культуры ребенка.
7. Формирование навыков «выживания» в условиях кризиса современного общества.
Второй компонент структуры деятельности — это ее субъекты. Основным субъектом деятельности является социальный педагог, но кроме того, в данном случае, могут привлекаться специалист по социальной работе, валеолог, психолог и родители.

Третий компонент — это объект, для которого и организуется вся социально-педагогическая деятельность. Объектом деятельности являются дети с разным уровнем вовлеченности в процесс алкоголизации.
Четвертый компонент — функции деятельности. Они вытекают из конкретных функций работы субъектов деятельности.
У социального педагога такими основными функциями являются три: 1) социально-педагогическая, заключающаяся в оказании помощи ребенку и семье в процессе социального взаимодействия, в налаживании социальных связей и отношений, создании благополучной социальной среды для развития ребенка, осуществлении контроля за ребенком; 2) социально-обучающая функция, направленная на овладение ребенком знаниями о проблеме пьянства и алкоголизма, а также необходимыми социальными умениями и навыками противостояния вовлечению в процесс алкоголизации; 3) правозащитная, предусматривающая соблюдение и защиту прав ребенка, склонного к алкоголизму.

Использованные источники: yaneuch.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Препарат для лечения алкоголизма без ведома

  Пагубное влияние алкоголизма

  Кодирование от алкоголизма панов

  Смерть от сердечной недостаточности алкоголизма

1. Ранний алкоголизм как социально-педагогическая проблема

Детский алкоголизм является сегодня одной из серьезнейших социально-педагогических проблем. Эта проблема имеет глубокие культурные, политические и социально-экономические корни, и для принятия эффективных мер ее преодоления необходимо знать историю этой проблемы.

Употребление спиртных напитков началось свыше восьми тысячи лет назад. Открытие арабским химиком и врачом Альбуказисом Коза этилового спирта — продукта брожения различных растительных веществ — повлекло за собой распространение и употребление этого вещества.

Изобретение водки относят к VI веку, и оно приписывается монахам-бенедектинцам, которые распространили этот напиток во всей системе существующих монастырей.

Слово «алкоголь» имеет арабское происхождение и означает «нечто эфирное, одурманивающее». Еще в VIII в. арабы были знакомы с дистилляцией и, вероятно, умели получать более крепкие спиртные напитки, чем вино [19, 46]. В Европе лишь в XIV в. был изобретен способ дистилляции спирта, присутствие которого в вине было доказано еще в XII в. Арабские алхимики называли спирт «душой вина» и использовали его главным образом для медицинских целей.

На Руси употребление спиртных напитков началось с момента создания Киевского государства и было развито среди всех слоев населения: князей, бояр, духовенства, простого люда, но приготовление и продажа спиртных напитков находились в руках князей и высших сословий.

Ни робкие начинания Иоанна Калиты по предупреждению народного пьянства, ни потопление кабатчиков в Волхове Василием III, ни жесткие постановления Стоглавого Собора при Иоанне Грозном и запреты на торговлю спиртным Бориса Годунова, ни уничтожение кабаков Екатериной II, ни возникновение обществ трезвости и антиалкогольного движения не привели ни к исчезновению спиртных напитков, ни к исчезновению самой проблемы алкоголизации населения.

Этому способствовало ряд причин. Во-первых, пьянство как социальное явление отвлекает народ от существующих в обществе проблем. Во-вторых, торговля спиртным приносила и приносит ощутимую прибыль государству. Производство алкоголя всегда было и остается одной из ведущих отраслей промышленности экспорта любой страны [17, 227].

Производство и потребление алкоголя в нашей стране постоянно растет. Так, по подсчетам статистиков, в 1980 г. по сравнению с 1950 г. оно выросло в 10,4 раза. И это без учета «домашних вин», самогона и других спиртосодержащих жидкостей, потребление которых, по мнению социологов, составляет 100% к алкоголю, произведенному государством [11, 17].

Ученые всего мира на протяжении почти сорока лет все громче и тревожнее заявляют об опасности, которая подстерегает подрастающее поколение — детей, подростков, молодежь. Речь идет о все возрастающем размахе потребления спиртных напитков несовершеннолетними. Так в США (штат Нью-Йорк) 91 % 16-летних учащихся употребляют алкогольные напитки. В Канаде около 90 % учащихся 7-9 классов употребляют спиртные напитки. В ФРГ 1 процент детей 8-10 лет в состоянии алкогольного опьянения задерживается полицией. Согласно данным всемирной организации здравоохранения, потребление алкоголя свыше 8 литров на душу населения в год ведет к изменению генофонда нации, так как детей с психическими и физическими отклонениями от нормы при таком положении рождается больше, чем здоровых. Особенно тревожным фактором является раннее приобщение и быстрое привыкание к спиртному детей и подростков [10, 31].

Существует несколько определений алкоголизма. С медицинской точки зрения алкоголизм — это хроническое заболевание, характеризующееся неодолимым влечением к спиртным напиткам. Алкоголизм — заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся патологическим влечением к ним, развитием психической (непреодолимое влечение) и физической зависимости (появлением абстинентного синдрома при прекращении употребления). В случаях длительного течения болезнь сопровождается стойкими психическими и соматическими расстройствами [12, 24].

Данная проблема стала особенно актуальна для нашей страны в последние 5 — 6 лет, когда в связи с политическими и экономическими реформами количество больных этим недугом резко возросло. По данным ВЦИОМа ежегодно на каждого россиянина, включая женщин и детей, приходится по 180 литров выпитой водки. С социальных позиций — алкоголизм — форма девиантого поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей социальной деградацией личности [7, 228].

В юридической и медицинской литературе наряду с термином “алкоголизм” употребляется термин “пьянство”. Пьянство — это начальная стадия развития алкоголизма, отличающаяся особым болезненным состоянием человека, которое развивается в результате неумеренного и систематического употребления спиртных напитков [3, 47].

Все — и хорошее, и плохое — начинается с детства. Да и пьяницами становятся чаще всего с молодых лет. Во всяком случае, первое знакомство с алкогольными напитками происходит в школьном возрасте и у многих людей продолжается всю жизнь. Причем, чем чаще принимается алкоголь, тем быстрее появляются тяжелые формы хронического алкоголизма [26, 65].

Поводы первого приобщения к алкоголю очень разнообразны. Но прослеживаются их характерные изменения в зависимости от возраста. До 11 лет первое знакомство с алкоголем происходит либо случайно, либо его дают для “аппетита”, “лечат вином” или же ребенок сам из любопытства пробует спиртное (мотив, присущий главным образом мальчикам). В более старшем возрасте мотивами первого употребления алкоголя становятся традиционные поводы: “праздник”, “семейное торжество”, “гости” и т.д. С 14-15 лет появляются такие поводы, как “неудобно было отстать от ребят”, “друзья уговорили”, “за компанию”, “для храбрости” и т.д. Мальчикам свойственны все эти группы мотивов первого знакомства с алкоголем. Для девочек типична в основном вторая, “традиционная” группа мотивов. Обычно это бывает так сказать, “невинная” рюмочка в честь дня рождения или другого торжества. И хотя это происходит с согласия родителей, в кругу семьи, все же и такое приобщение детей к вину опасно. Ведь стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подросток чувствует вправе выпить с товарищами, подружками или даже одному, если появится такая возможность [24, 64].

Болезненное пьянство развивается у детей куда быстрее, чем у взрослых людей. То, что у взрослого алкоголика будет формироваться годами, у юного создания проявится через несколько недель. Среди тех, кто стали безнадежными пьяницами, очень редки лица, которые впервые приобщились к водке случайно или в силу каких-то чрезвычайных обстоятельств. В основном это жертвы сознательного спивания их взрослыми, в первую очередь родителями и соседями [18, 5].

Если обобщить мнения ученых, то можно условно выделить следующие этапы возникновения хронического алкоголизма. На первом этапе (он начинается в 7-12- летнем возрасте и длится в среднем от 4-5 месяцев до 1-1,5 лет) отмечается постепенное привыкание алкоголю. Поначалу алкоголь принимается в кругу семьи — на дне рождения или еще на каком-нибудь семейном празднике. Потом мальчишка сливает в одну посуду остатки недопитого родителями и гостями спиртного и пьет эту смесь. Чрезвычайно редки случаи, когда ребенок по ошибке выпил водку, приняв ее за нечто иное. Первое знакомство с алкоголем обычно оставляет дурной осадок и отбивает у ребенка желание пить. Но стойкие алкогольные традиции в семье и обществе, сознательное спаивание детей взрослыми, дух молодечества, подогреваемый в ребенке взрослыми людьми, — все это принуждает подростка продолжить выпивку. Вскоре он начинает ощущать после выпивки раскованность, внутреннюю свободу. У него повышается настроение, уменьшается чувство собственной неполноценности. И хотя подросток ощущает головокружение, головные боли, нарушение координации движений, однако принятые ощущения, связанные с чувством свободы и раскованности, кажутся ему более ценными и необходимыми.

Если на этом этапе не удастся остановить процесс формирования у ребенка алкогольных стереотипов (а этим должны заниматься не врачи, а родители и педагоги), то может наступить следующий этап. Подросток начинает активно стремиться к алкоголю, четко сознавая, что после выпивки у него появляется прекрасное настроение и бесстрашие в отношении взрослых лиц противоположного пола. Такие ребята обычно создают группировки, единственным занятием которых является добывание спиртного, их распитие, а потом рассказы о своих подвигах, совершенных в состоянии опьянения. Члены этих групп нередко совершают дерзкие анти социальные поступки, порой отличающиеся непостижимой жестокостью.

На третьем этапе все процессы усиливаются. Подросток пьет уже не только вечером, но и на протяжении дня, не только в компании, но и в одиночестве, не только вино или водку, но и всякие суррогаты. Все уходит на задний план — спорт, увлечения.

У одной трети таких регулярно пьющих людей сначала нарушается память. Через 1-1,5 года болезнь переходит на следующий этап — физической зависимости от алкоголя, когда не пить человек уже не может. Резко повышается количество выпитого, которое нужно, чтобы вызвать опьянение. Нарастает антисоциальность: в школу дети уже ходят, околачиваются на улице возле магазинов, по утрам у них трясутся руки, бывают и другие признаки похмелья.

Многие ученые раньше считали, что причиной алкоголизма подростков является их биологическая дефектность. Это неверно: научные исследования показали, что две трети алкоголиков, приобщившихся к пьянству в подростковом возрасте, не обнаруживали до этого никаких биологических аномалий. Тут решающая роль принадлежит семье. Лишь у 16% будущих алкоголиков в семье не было пьяниц. Из этого ясно, на что следует направить усилия общественности. Ведь на любом этапе появления болезненной склонности к пьянству никогда не поздно остановиться. Это в первую очередь зависит от самой личности и от ее окружения. Злоупотребление алкоголем наносит огромный ущерб каждому отдельному человеку и обществу в целом [1,50].

Следует, что детский алкоголизм является сегодня одной из серьезнейших социально-педагогических проблем. Эта проблема имеет глубокие культурные, политические и социально-экономические корни, и для принятия эффективных мер ее преодоления необходимо знать историю этой проблемы.

Использованные источники: psy.bobrodobro.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Препарат для лечения алкоголизма без ведома

  Коррекция подросткового алкоголизма

  Смерть от сердечной недостаточности алкоголизма

  Корень копытень лечение алкоголизма

Детский алкоголизм как социально – педагогическая проблема. Причины и последствия детского алкоголизма. Уровни развития алкогольной зависимости у детей.

О детском алкоголизме говорят в том случае, когда его признаки впервые появляются до достижения ребенком возраста 18 лет. Широкая реклама и продажа алкогольных напитков, социальная, экономическая и психологическая напряженность, неорганизованность досуга и отдыха способствовали росту детского алкоголизма.

Причины первого употребления алкоголя могут быть совершенно разными. Но можно проследить закономерность в их изменении при взрослении подростка. В десятилетнем возрасте алкогольные напитки впервые пробуют либо случайно, либо алкоголь дают родители «для поднятия аппетита» или когда лечат вином, иногда дети могут и сами попробовать спиртное из интереса.

В более позднем возрасте подростки употребляют алкоголь по достаточно традиционным поводам: «семейные праздники», «торжество», «приход гостей» и другие. После 14-15 лет наиболее характерными становятся такие причины: «все пьют и я пил», «уговорили», «для смелости» и прочие.

приобщение к алкоголю в семье является одной из основных проблем. Дети, наблюдая за взрослыми на праздниках, начинают думать, что употребление алкоголя является нормой и обязательной составляющей семейных «застолий».

Большую роль в приучении подростков к алкоголю оказывают телевидение, реклама и другие средства массовой информации. Реклама показывает алкогольные напитки как непременный атрибут любого отдыха и развлечений, призывая к веселому «пивному» образу жизни.

Обилие алкогольной продукции в продуктовых магазинах и относительная ее дешевизна также подталкивает подростков к употреблению алкоголя. Разнообразные коктейли, После двух лет постоянного приема таких малоалкогольных напитков человек настолько привыкает к алкоголю, что без него жить становится уже невозможно.

Подтолкнуть подростка к алкоголизму могут: негативные межличностные отношения внутри семьи; чрезмерная опека со стороны родителей; насилие; поклонение и вседозволенность, потакание всем слабостям и желаниям ребенка и т.д.

В период становления и формирования физиологических функций эта болезнь развивается в злокачественной форме, что способствует быстрой деградации личности и возникновению множества сопутствующих заболеваний.

В первую очередь страдают от алкоголя печень, мозг и кровь. Однако наиболее уязвимой становится незрелая центральная нервная система. В пубертатный период в организме происходит образование и дифференцирование нейронных связей, и алкоголь сильно ударяет по личности ребенка, затормаживая его общее развитие – абстрактное и логическое мышление, интеллект, память, эмоциональную сферу.

В возрасте 11-18 лет физиологические функции организма находятся на стадии формирования, поэтому опасность алкогольных отравлений и развития тяжелых интоксикаций очень велика.

Нулевой уровень характеризует несовершеннолетних, которые никогда не употребляли алкоголя благодаря личной установке на полную трезвость.

Начальный уровень характеризуется единичными или очень редкими случаями употребления спиртных напитков.

Уровень эпизодического употребления алкоголя характеризуется знакомством с различными напитками, содержащими алкоголь.

Уровень высокого риска отличается тем, что расширяется число поводов выпивок, обычно более двух раз в месяц.

Уровень выраженной психической зависимости от алкоголя. Алкогольное опьянение превращается в наиболее желанное психическое состояние и используется подростками как регулятор поведения и настроения.

Уровень физической зависимости от алкоголя. Формируется повышенная переносимость спиртного, появляется синдром похмелья, не контролируется количество приема алкоголя.

Уровень алкогольного распада личности характеризуется развитием запойного пьянства, снижением переносимости спиртных напитков, психической зависимостью от алкоголя, которая во многом перекрыта тяжелой физической зависимостью.

Подростковая наркомания как социально – педагогическая проблема. Особенности подростковой наркомании, ее причины и последствия.

большинство принимающих наркотики — молодежь. Этому есть очень простое объяснение: наркоманы очень рано умирают и не доживают до зрелого возраста. Молодежь имеет свои проблемы, в частности, возраст 13-19 лет — возраст критический, кризисный, когда подросток психически наиболее уязвим. Молодежь вообще склонна к поиску нового, необычного, склонна к подражанию при переоценке своих возможностей. Современная молодежь находится в особо тяжелых условиях все возрастающего зла и оскудения любви. Это приводит к невротизации, метаниям, неприятию реальности. При отсутствии духовной направленности возникает стремление к бегству в мир фантазий (а друзья — наркоманы так заманчиво описывают состояние «кайфа»), люди с неустойчивой психикой и несформированной системой ценностей быстро подпадают под их влияние.

Независимо от того, с чего именно началась подростковая наркомания – с потребности попробовать запретный плод или стремления «быть как все» — основа, на которой собственно и развивается подростковая наркомания, проста и банальна. В таком социальном недуге как подростковая наркомания, важно устранить именно корень, настоящую причину. А невежество и есть причина. Подростковая наркомания цветет буйным цветом только там, где невежество в отношении наркотиков и их последствий позволяет ей цвести.

все наркотики по своей природе являются ядами, поражающими все системы органов и тканей, но особенно центральную нервную систему, мозг, половую систему, печень и почки. Как правило, люди с самым крепким здоровьем при регулярном употреблении наркотиков живут не больше десяти лет. Большинство умирает раньше. Весьма распространены случаи, когда люди, употребляющие наркотики, умирают в течение первого года с момента начала употребления наркотического вещества. Поскольку наркоманы пользуются не стерильными шприцами, среди них распространены многие болезни, передаваемые через кровь — СПИД, гепатит и другие. От этих болезней они часто умирают раньше, чем произошло отравление организма наркотиком.

Люди, употребляющие наркотики, перестают быть продуктивными членами общества, неспособны даже к воспроизводству потомства. Будучи физически и юридически гражданами государства, они не только не приносят пользы, но причиняют вред. Наркомания становится как бы болезнью общества, разрушая его изнутри, убивая одного за другим людей, как заразная болезнь клетки пораженного организма. Наркоманы легко управляемы. Будучи зависимыми от наркотика, они лишены человеческой свободы, воли и становятся послушным инструментом, выполняющим приказы того, кто им управляет.

Наркомания разрушает семью, а именно крепкая семья является основой существования общества и государства.

Наркоманы болеют тяжелыми инфекционными болезнями и заражают ими других людей.

Использованные источники: pdnr.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Пагубное влияние алкоголизма

  Корень копытень лечение алкоголизма

  Лишение родительских прав основания алкоголизм

Детский алкоголизм как социально-педагогическая проблема.

Существует несколько определений алкоголизма. С медицинской точки зрения алкоголизм — это хроническое заболевание, характеризующееся неодолимым влечением к спиртным напиткам. С социальных позиций алкоголизм — форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей социальной деградацией личности. Производство и потребление алкоголя в нашей стране постоянно растет. Особенно тревожным фактором является раннее приобщение и быстрое привыкание к спиртному детей и подростков.

Детский алкоголизм является сегодня одной из серьезнейших социально-педагогических проблем. О нём говорят в том случае, когда его признаки впервые появляются до достижения ребенком возраста 18 лет. У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей: быстрое привыкание к спиртным напиткам, принятие ребенком больших доз алкоголя, быстрое развитие запойного пьянства, низкая эффективность лечения. Пьянство среди несовершеннолетних тесно связано с их отклоняющимся поведением. В основе этой связи лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма — он резко ослабляет самоконтроль.

Взаимосвязь пьянства и преступности несовершеннолетних проявляется в нескольких отношениях: большинство преступлений несовершеннолетних совершается в нетрезвом состоянии, многие преступления совершаются с целью добычи спиртного или средств для его, пьянство способствует формированию у несовершеннолетних мотива и умысла на совершение многих преступлений, пьянство способствует созданию криминальной ситуации; пьянство выступает как средство приобщения несовершеннолетних к группе сверстников с антиобщественным поведением; пьянство является способом вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, организаторами которой выступают взрослые.

Использованные источники: pedagog-social.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Коррекция подросткового алкоголизма

  Пагубное влияние алкоголизма

  Смерть от сердечной недостаточности алкоголизма

Ранний алкоголизм как социально-педагогическая проблема

Исследование причин и негативных последствий раннего алкоголизма. Характеристика уровней вовлеченности детей в употребление спиртных напитков. Анализ методики проведений занятий с подростками по программе позитивной профилактики наркомании, алкоголизма.

1. Ранний алкоголизм как социально-педагогическая проблема

2. Причины и негативные последствия раннего алкоголизма

3. Уровни вовлеченности детей в употребление спиртных напитков

4. Структура социально-педагогической деятельности по профилактике и реабилитации детей склонных к употреблению алкоголя

В современном обществе мы все чаще сталкиваемся с социальными проблемами, охватывающими все периоды жизни человека: от детства до старости. В данном исследовании анализируется одна социальная проблема — ранний алкоголизм.

Проблема употребления алкоголя учащимися очень актуальна в наши дни. Алкоголизация подрастающего поколения большинством исследователей рассматривается как существенный индикатор неблагополучия микросоциальной среды. Этим и определяется растущий научный интерес к изучению проблемы распространенности и характера ранней алкоголизации.

К ранней алкоголизации относится знакомство с опьяняющими дозами алкоголя в возрасте до 10 лет. О раннем (подростковом) алкоголизме следует говорить при появлении его первых признаков в возрасте до 14 лет [16, 52].

Особенно гибельно злоупотребление в молодежной среде — поражается и настоящее, и будущее общества. От этого страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь, а также здоровье будущих матерей. Алкогольные напитки особенно активно влияют на не сформировавшийся организм, постепенно разрушая его. При систематическом употреблении алкоголя развивается опасная болезнь — алкоголизм. Она не только опасна для здоровья человека, но и практически неизлечима [1, 115].

Таким образом, все это наносит большой урон обществу, его культурным, материальным и духовным ценностям. Поиск эффективных форм и методов профилактики алкоголизма, в том числе социально-педагогической, является одной из задач современной социальной педагогики.

Цель исследования — на основе изученной литературы выявить направления и содержание СПД по решению проблемы раннего алкоголизма.

Объект исследования — алкоголизм как социально-педагогическое явление.

Предмет исследования — структура СПД по профилактике раннего алкоголизма.

1. Раскрыть проблему раннего алкоголизма.

2. Выявить причины и последствия раннего алкоголизма.

3. Определить уровни вовлеченности детей в употреблении спиртных напитков.

4. Рассмотреть структуру социально-педагогической деятельности по профилактике и реабилитации детей, склонных к употреблению алкоголя.

Методы исследования — анализ научной литературы.

1. Ранний алкоголизм как социально-педагогическая проблема

Детский алкоголизм является сегодня одной из серьезнейших социально-педагогических проблем. Эта проблема имеет глубокие культурные, политические и социально-экономические корни, и для принятия эффективных мер ее преодоления необходимо знать историю этой проблемы.

Употребление спиртных напитков началось свыше восьми тысячи лет назад. Открытие арабским химиком и врачом Альбуказисом Коза этилового спирта — продукта брожения различных растительных веществ — повлекло за собой распространение и употребление этого вещества.

Изобретение водки относят к VI веку, и оно приписывается монахам-бенедектинцам, которые распространили этот напиток во всей системе существующих монастырей.

Слово «алкоголь» имеет арабское происхождение и означает «нечто эфирное, одурманивающее». Еще в VIII в. арабы были знакомы с дистилляцией и, вероятно, умели получать более крепкие спиртные напитки, чем вино [19, 46]. В Европе лишь в XIV в. был изобретен способ дистилляции спирта, присутствие которого в вине было доказано еще в XII в. Арабские алхимики называли спирт «душой вина» и использовали его главным образом для медицинских целей.

На Руси употребление спиртных напитков началось с момента создания Киевского государства и было развито среди всех слоев населения: князей, бояр, духовенства, простого люда, но приготовление и продажа спиртных напитков находились в руках князей и высших сословий.

Ни робкие начинания Иоанна Калиты по предупреждению народного пьянства, ни потопление кабатчиков в Волхове Василием III, ни жесткие постановления Стоглавого Собора при Иоанне Грозном и запреты на торговлю спиртным Бориса Годунова, ни уничтожение кабаков Екатериной II, ни возникновение обществ трезвости и антиалкогольного движения не привели ни к исчезновению спиртных напитков, ни к исчезновению самой проблемы алкоголизации населения.

Этому способствовало ряд причин. Во-первых, пьянство как социальное явление отвлекает народ от существующих в обществе проблем. Во-вторых, торговля спиртным приносила и приносит ощутимую прибыль государству. Производство алкоголя всегда было и остается одной из ведущих отраслей промышленности экспорта любой страны [17, 227].

Производство и потребление алкоголя в нашей стране постоянно растет. Так, по подсчетам статистиков, в 1980 г. по сравнению с 1950 г. оно выросло в 10,4 раза. И это без учета «домашних вин», самогона и других спиртосодержащих жидкостей, потребление которых, по мнению социологов, составляет 100% к алкоголю, произведенному государством [11, 17].

Ученые всего мира на протяжении почти сорока лет все громче и тревожнее заявляют об опасности, которая подстерегает подрастающее поколение — детей, подростков, молодежь. Речь идет о все возрастающем размахе потребления спиртных напитков несовершеннолетними. Так в США (штат Нью-Йорк) 91 % 16-летних учащихся употребляют алкогольные напитки. В Канаде около 90 % учащихся 7-9 классов употребляют спиртные напитки. В ФРГ 1 процент детей 8-10 лет в состоянии алкогольного опьянения задерживается полицией. Согласно данным всемирной организации здравоохранения, потребление алкоголя свыше 8 литров на душу населения в год ведет к изменению генофонда нации, так как детей с психическими и физическими отклонениями от нормы при таком положении рождается больше, чем здоровых. Особенно тревожным фактором является раннее приобщение и быстрое привыкание к спиртному детей и подростков [10, 31].

Существует несколько определений алкоголизма. С медицинской точки зрения алкоголизм — это хроническое заболевание, характеризующееся неодолимым влечением к спиртным напиткам. Алкоголизм — заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся патологическим влечением к ним, развитием психической (непреодолимое влечение) и физической зависимости (появлением абстинентного синдрома при прекращении употребления). В случаях длительного течения болезнь сопровождается стойкими психическими и соматическими расстройствами [12, 24].

Данная проблема стала особенно актуальна для нашей страны в последние 5 — 6 лет, когда в связи с политическими и экономическими реформами количество больных этим недугом резко возросло. По данным ВЦИОМа ежегодно на каждого россиянина, включая женщин и детей, приходится по 180 литров выпитой водки. С социальных позиций — алкоголизм — форма девиантого поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей социальной деградацией личности [7, 228].

В юридической и медицинской литературе наряду с термином “алкоголизм” употребляется термин “пьянство”. Пьянство — это начальная стадия развития алкоголизма, отличающаяся особым болезненным состоянием человека, которое развивается в результате неумеренного и систематического употребления спиртных напитков [3, 47].

Все — и хорошее, и плохое — начинается с детства. Да и пьяницами становятся чаще всего с молодых лет. Во всяком случае, первое знакомство с алкогольными напитками происходит в школьном возрасте и у многих людей продолжается всю жизнь. Причем, чем чаще принимается алкоголь, тем быстрее появляются тяжелые формы хронического алкоголизма [26, 65].

Поводы первого приобщения к алкоголю очень разнообразны. Но прослеживаются их характерные изменения в зависимости от возраста. До 11 лет первое знакомство с алкоголем происходит либо случайно, либо его дают для “аппетита”, “лечат вином” или же ребенок сам из любопытства пробует спиртное (мотив, присущий главным образом мальчикам). В более старшем возрасте мотивами первого употребления алкоголя становятся традиционные поводы: “праздник”, “семейное торжество”, “гости” и т.д. С 14-15 лет появляются такие поводы, как “неудобно было отстать от ребят”, “друзья уговорили”, “за компанию”, “для храбрости” и т.д. Мальчикам свойственны все эти группы мотивов первого знакомства с алкоголем. Для девочек типична в основном вторая, “традиционная” группа мотивов. Обычно это бывает так сказать, “невинная” рюмочка в честь дня рождения или другого торжества. И хотя это происходит с согласия родителей, в кругу семьи, все же и такое приобщение детей к вину опасно. Ведь стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подросток чувствует вправе выпить с товарищами, подружками или даже одному, если появится такая возможность [24, 64].

Болезненное пьянство развивается у детей куда быстрее, чем у взрослых людей. То, что у взрослого алкоголика будет формироваться годами, у юного создания проявится через несколько недель. Среди тех, кто стали безнадежными пьяницами, очень редки лица, которые впервые приобщились к водке случайно или в силу каких-то чрезвычайных обстоятельств. В основном это жертвы сознательного спивания их взрослыми, в первую очередь родителями и соседями [18, 5].

Если обобщить мнения ученых, то можно условно выделить следующие этапы возникновения хронического алкоголизма. На первом этапе (он начинается в 7-12- летнем возрасте и длится в среднем от 4-5 месяцев до 1-1,5 лет) отмечается постепенное привыкание алкоголю. Поначалу алкоголь принимается в кругу семьи — на дне рождения или еще на каком-нибудь семейном празднике. Потом мальчишка сливает в одну посуду остатки недопитого родителями и гостями спиртного и пьет эту смесь. Чрезвычайно редки случаи, когда ребенок по ошибке выпил водку, приняв ее за нечто иное. Первое знакомство с алкоголем обычно оставляет дурной осадок и отбивает у ребенка желание пить. Но стойкие алкогольные традиции в семье и обществе, сознательное спаивание детей взрослыми, дух молодечества, подогреваемый в ребенке взрослыми людьми, — все это принуждает подростка продолжить выпивку. Вскоре он начинает ощущать после выпивки раскованность, внутреннюю свободу. У него повышается настроение, уменьшается чувство собственной неполноценности. И хотя подросток ощущает головокружение, головные боли, нарушение координации движений, однако принятые ощущения, связанные с чувством свободы и раскованности, кажутся ему более ценными и необходимыми.

Если на этом этапе не удастся остановить процесс формирования у ребенка алкогольных стереотипов (а этим должны заниматься не врачи, а родители и педагоги), то может наступить следующий этап. Подросток начинает активно стремиться к алкоголю, четко сознавая, что после выпивки у него появляется прекрасное настроение и бесстрашие в отношении взрослых лиц противоположного пола. Такие ребята обычно создают группировки, единственным занятием которых является добывание спиртного, их распитие, а потом рассказы о своих подвигах, совершенных в состоянии опьянения. Члены этих групп нередко совершают дерзкие анти социальные поступки, порой отличающиеся непостижимой жестокостью.

На третьем этапе все процессы усиливаются. Подросток пьет уже не только вечером, но и на протяжении дня, не только в компании, но и в одиночестве, не только вино или водку, но и всякие суррогаты. Все уходит на задний план — спорт, увлечения.

У одной трети таких регулярно пьющих людей сначала нарушается память. Через 1-1,5 года болезнь переходит на следующий этап — физической зависимости от алкоголя, когда не пить человек уже не может. Резко повышается количество выпитого, которое нужно, чтобы вызвать опьянение. Нарастает антисоциальность: в школу дети уже ходят, околачиваются на улице возле магазинов, по утрам у них трясутся руки, бывают и другие признаки похмелья.

Многие ученые раньше считали, что причиной алкоголизма подростков является их биологическая дефектность. Это неверно: научные исследования показали, что две трети алкоголиков, приобщившихся к пьянству в подростковом возрасте, не обнаруживали до этого никаких биологических аномалий. Тут решающая роль принадлежит семье. Лишь у 16% будущих алкоголиков в семье не было пьяниц. Из этого ясно, на что следует направить усилия общественности. Ведь на любом этапе появления болезненной склонности к пьянству никогда не поздно остановиться. Это в первую очередь зависит от самой личности и от ее окружения. Злоупотребление алкоголем наносит огромный ущерб каждому отдельному человеку и обществу в целом [1,50].

Следует, что детский алкоголизм является сегодня одной из серьезнейших социально-педагогических проблем. Эта проблема имеет глубокие культурные, политические и социально-экономические корни, и для принятия эффективных мер ее преодоления необходимо знать историю этой проблемы.

2. Причины и негативные последствия раннего алкоголизма

К проблеме детского алкоголизма обращались разные ученые: медики, педагоги, психологи, которые выделяли причины алкоголизма у детей, а также его последствия. Представим причины и последствия алкоголизма для детей согласно их возрасту в виде таблицы

Использованные источники: stud.wiki

Похожие статьи